Научно-практическое издание

ISSN 2658-5332

«Финансовый журнал» № 1(35) январь-февраль 2017

СОДЕРЖАНИЕ

В. В. Бухарский, А. М. Лавров
Оценка выравнивающего и стимулирующего эффектов межбюджетных трансфертов субъектам РФ, с. 9-21
В сложившейся системе межбюджетных отношений Российской Федерации особое место уделяется бюджетному выравниванию доходных возможностей регионов и стимулированию субнациональных органов власти к проведению эффективной бюджетной политики. Материалы настоящей статьи представляют собой данные, расчеты и методики, которые могли бы использоваться в изучении этих вопросов. Выдвигаются предложения по повышению эффективности распределения межбюджетных трансферов бюджетам субъектов РФ.
Ключевые слова: выравнивающий и стимулирующий эффекты межбюджетных трансфертов, межбюджетные отношения, бюджетная система

Подробнее ...

М. В. Мильчаков
Высокодотационные регионы России: условия формирования бюджетов и механизмы государственной поддержки, с. 22-38
Усиление бюджетных ограничений на федеральном уровне, наличие высокодотационных регионов со слабой собственной доходной базой, на поддержание финансовой устойчивости которых требуется все большая доля ресурсов, обусловливают необходимость анализа эффективности и результативности используемых мер поддержки. В статье на основе официальной статистики из открытых источников анализируется специфика экономического и бюджетно-финансового положения высокодотационных регионов с учетом особенностей организации бюджетного процесса по данной группе субъектов Российской Федерации. Рассматриваются механизмы предоставления текущей финансовой помощи в форме дотаций и меры инвестиционной поддержки в рамках реализации федеральных целевых программ и функционирования особых экономических зон. Сформулированы предложения по совершенствованию данных инструментов поддержки. Использование результатов исследования позволит создать дополнительные стимулы для повышения эффективности бюджетных расходов и сокращения уровня дотационности регионов.
Ключевые слова: высокодотационные регионы, дотации, межбюджетные субсидии, межбюджетные трансферты, региональное выравнивание, федеральные целевые программы, особые экономические зоны

Подробнее ...

И. В. Беляков
Перспективы спроса на российский внутренний долг, с. 39-51
Настоящая работа имеет целью анализ рынка внутреннего долга Российской Федерации с точки зрения возможностей привлечения средств для финансирования дефицита государственного бюджета на трехлетнем горизонте при ориентировочной потребности в них в объеме 1,0–1,2 % ВВП в год (в терминах чистых заимствований). При этом используется подход, связанный с обзором и характеристикой основных групп инвесторов, оценкой перспектив расширения спроса со стороны каждой из них, на основе статистических сопоставлений и качественных выводов. Основными инвесторами в российский внутренний госдолг являются российские банки, нерезиденты, а также институциональные инвесторы. Анализ показывает, что спрос со стороны банков ограничен в условиях неоднозначной ситуации в банковском секторе; спрос со стороны институциональных инвесторов сдерживается заморозкой накопительной части пенсионной системы. Для полной реализации бюджетных проектировок по привлечению заимствований, возможно, потребуется ценовое стимулирование, не исключено также нерыночное размещение долга в ограниченном объеме.
Ключевые слова: государственный долг, источники финансирования, ОФЗ, формирование спроса, база инвесторов, институциональные инвесторы

Подробнее ...

А. В. Моисеев, А. В. Мурычев, Д. К. Маштакеева, П. Н. Новиков
О деятельности Совета по профессиональным квалификациям финансового рынка, с. 52-62
В статье рассматриваются проблемы формирования и развития системы профессиональных квалификаций финансового рынка — исследование этой темы было начато в прошлом году (см. Финансовый журнал № 2, 2016 г.). Раскрыты вопросы, связанные с основными направлениями многоаспектной деятельности в 2016 г. Совета по профессиональным квалификациям финансового рынка, функции и полномочия которого осуществляет Ассоциация участников финансового рынка «Совет по развитию профессиональных квалификаций».
Ключевые слова: квалификация, профессиональный стандарт, оценка квалификаций, профессиональное образование, сфера финансов, финансовый рыно

Подробнее ...

Н. А. Авксентьев
Прогноз расходов на здравоохранение в России до 2030 года, с. 63-76
В настоящее время в России наблюдаются значительно более низкие расходы на здравоохранение по сравнению с развитыми зарубежными странами (5,6 против 10,0 % ВВП) и значительно более высокая доля частных расходов (38 против 25 %), что снижает качество и доступность медицинской помощи для населения. Однако, как показывает мировая и российская практика, с течением времени общие расходы на здравоохранение имеют тенденцию к росту. На основе официальных прогнозов автором разработаны два сценария прогноза расходов на здравоохранение в России на период до 2030 г.: форсированный (предполагает увеличение доступности услуг здравоохранения) и инерционный (предполагающий сохранение доступности на уровне 2015 г.). В форсированном сценарии к 2030 г. общие расходы на здравоохранение составят 7,8 % ВВП, а в инерционном — 5,8 % ВВП. Оба сценария характеризуются хроническим дефицитом собственных средств Фонда обязательного медицинского страхования, который не может быть полностью профинансирован при помощи мер, предусмотренных законодательством в настоящее время. В условиях текущей экономической ситуации государственные расходы на здравоохранение в России в ближайшем будущем окажутся ниже уровня инерционного прогноза, что в случае отсутствия реформ, направленных на повышение эффективности системы здравоохранения, означает снижение доступности и качества медицинской помощи для населения по сравнению с уровнем 2015 г.
Ключевые слова: прогноз государственных расходов, расходы на здравоохранение, обязательное медицинское страхование, старение населения, спрос на медицинскую помощь, технологический прогресс в здравоохранении

Подробнее ...

Н. Н. Сисигина
Финансовое обеспечение современных страховых систем здравоохранения, с. 77-90
В статье рассматривается развитие механизмов финансового обеспечения страховых систем здравоохранения начиная со второй половины XX в. На основе анализа опыта зарубежных стран показано, что по мере расширения государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи роль взносов ОМС в структуре финансирования здравоохранения сокращается в пользу дополнительных источников средств. В ходе анализа выделены основные дополнительные источники средств, задачи и формы их использования, механизмы стабилизации страхового финансирования.
Ключевые слова: бюджетное финансирование, добровольное медицинское страхование, обязательное медицинское страхование, социальное страхование, страховая модель здравоохранения, финансирование здравоохранения

Подробнее ...

К. А. Туманянц, И. В. Антоненко, Л. В. Антосик, Т. В. Шлевкова
Инвестирование пенсионных накоплений:государство или бизнес?, с. 91-102
В работе проведено сравнение результатов инвестирования государственных и частных пенсионных фондов в шести странах. По среднегодовой доходности вложений частные фонды на один процентный пункт отстают от государственных. Уровень риска и отношение доходности к риску у государственных и негосударственных фондов примерно одинаковое. С учетом более низких издержек при монопольном государственном управлении пенсионными средствами авторы пришли к выводу о целесообразности передачи обязательных пенсионных накоплений в России в единый государственный фонд. В статье обоснованы необходимые условия успешного инвестирования государством пенсионных активов.
Ключевые слова: государственный пенсионный фонд, негосударственный пенсионный фонд, доходность, риск, инвестиции, пенсионные накопления, управление активами

Подробнее ...

В. В. Вагин, Н. А. Шаповалова, Н. В. Гаврилова
Факторы, возможности и ограничения развития инициативного бюджетирования в Российской Федерации, с. 103-113
В статье предпринята попытка выявления факторов, возможностей и ограничений развития инициативного бюджетирования (ИБ) в Российской Федерации. Исследование включает в себя анализ нормативно-правовых документов, статистических данных о реализации практик ИБ в субъ- ектах, данных экспертного опроса, материалов из открытых источников и участия субъектов в реализации Соглашения по развитию инициативного бюджетирования в Российской Федерации в 2016–2018 гг. между Министерством финансов РФ и Всемирным банком. Субъекты РФ систематизированы по степени проявленного интереса к инициативному бюджетированию. Выявлено, что 44 субъекта РФ уже вовлечены в реализацию программ инициативного бюджетирования, к группе неопределившихся в своем отношении к ИБ можно отнести 41 субъект РФ. Даны характеристики каждой из групп. По отдельным регионам приведен развернутый комментарий особенностей процесса участия граждан в ИБ. Систематизирован набор факторов, обусловливающих развитие ИБ в субъектах Федерации. Данные факторы объединены в четыре группы: политико- административные, экономические, социальные и институциональные. Предложено обоснование влияния каждого из факторов на динамику развития ИБ в регионах. Практическое значение выводов состоит в возможности прогнозировать и стимулировать дальнейшее развитие региональных программ ИБ.
Ключевые слова: инициативное бюджетирование, партисипаторное бюджетирование, факторы развития, вовлечение граждан, участие граждан, бюджет

Подробнее ...

О. В. Концевич, В. Ю. Черкасов
QE4 — неизбежная и неотдаленная перспектива?, с. 114-127 
Длительность делового цикла не оставляет Федеральному резерву большого запаса времени для повышения процентной ставки, и вероятным сценарием после прохождения циклического пика становится новый раунд количественного смягчения. Эта перспектива заслуживает самого пристального внимания со стороны как тех экономик в Европе и Азии, которые в настоящее время также опираются на количественные инструменты, так и стран, применяющих традиционный инструментарий, в том числе в рамках таргетирования инфляции. В частности, есть причины для повышения внимания к среднесрочным горизонтам прогнозирования и переосмысления факторов, определяющих равновесие.
Ключевые слова: ФРС, количественное смягчение, избыточные резервы, «обратное РЕПО», правило Тейлора, деловой цикл

Подробнее ...

 

Научно-практическое издание

ISSN 2075-1990