СОДЕРЖАНИЕ
И. В. Никонов, М. Г. Арустамян, О. Р. Мухаметов, А. И. Вотинов, С. А. Радионов
Трансформация структуры государственного долга по составу кредиторов
в странах Центральной Азии и Южного Кавказа, с. 8-26
Аннотация
Быстрый рост государственного долга в развивающихся странах в последние годы и усиление связанных с этим процессом рисков актуализирует важность исследований в этой области. В настоящей статье рассматривается один из ключевых аспектов управления государственным долгом — структура долгового портфеля по составу кредиторов. Объектом исследования стал государственный долг в четырех странах Центральной Азии и трех странах Южного Кавказа. Государства указанных регионов являются важными внешнеэкономическими партнерами России, растет их вклад во взаимную торговлю и реализацию совместных проектов. Также усиливается их роль в мировой и региональной экономике, в том числе за счет участия в крупных транспортно-логистических проектах, которые призваны повысить связанность евразийского континента. Базой для исследования стали данные международных организаций о совокупных объемах государственного долга, задолженности перед отдельными кредиторами по внешнему долгу и динамике макроэкономических показателей данных стран. В статье изучены изменения структуры основных групп кредиторов по каждой из стран в течение трех долгосрочных периодов и произведен анализ сходств и различий наблюдаемых структурных сдвигов. Также проведена декомпозиция показателя динамики государственного долга с оценкой вклада фактора экономического роста и эффектов от изменения задолженности стран перед отдельными группами кредиторов. В ходе исследования выявлены следующие основные тенденции в изменении структуры государственного долга изучаемых государств: 1) снижение роли двусторонних займов от развитых и развивающихся стран начиная с 2000-х годов; 2) сохранение значительного уровня задолженности перед международными финансовыми организациями и банками развития в большинстве стран на протяжении всего исследуемого периода; 3) постепенное увеличение рыночных источников финансирования долга (внутренних и еврооблигаций) ряда стран; повышение роли кредитов от Китая — в Кыргызской Республике и Республике Таджикистан и др. В работе приводятся некоторые причины указанных структурных изменений, в завершение рассматриваются риски, связанные с наблюдаемыми сдвигами в структуре государственного долга.
Ключевые слова: государственный долг, внешний долг, структура кредиторов, Центральная Азия, Южный Кавказ
JEL: F34, H63
Для цитирования: Никонов И. В. и др. Трансформация структуры государственного долга по составу кредиторов в странах Центральной Азии и Южного Кавказа // Финансовый журнал. 2024. Т. 16. № 5. С. 8–26. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2024-5-8-26.
© Никонов И. В. и др., 2024
В. Ю. Додонов
Межбюджетные отношения в Казахстане: состояние и основные тенденции, с. 27-42
Аннотация
Сбалансированность государственного бюджета — одно из необходимых условий эффективного функционирования бюджетной системы страны. Эта сбалансированность в значительной мере определяется межбюджетными отношениями и возникающим в их процессе перераспределением финансовых ресурсов между центральными, региональными и местными уровнями бюджетной системы. Межбюджетные отношения в Казахстане в течение последних двух десятилетий претерпели значительные изменения, что еще более повысило актуальность исследований по данной теме. Такие аспекты межбюджетных отношений, как увеличение объема и удельного веса трансфертов из республиканского бюджета бюджетам нижестоящих органов государственной власти, рост количества дотационных регионов, сокращение поступлений на республиканский уровень с регионального обусловили особое внимание к данной проблеме в бюджетном процессе Казахстана. В настоящей статье рассматриваются состояние и эволюция межбюджетных отношений в Казахстане в части указанных аспектов с целью выявления основных тенденций их трансформации и оценки влияния на бюджетный процесс. В статье проанализированы основные параметры межбюджетных отношений в Казахстане, выявлены тенденции изменения роли бюджетных субвенций и изъятий из местных бюджетов, рассмотрена динамика количества дотационных регионов и регионов — доноров республиканского бюджета. Констатируется отсутствие заметного улучшения ситуации на уровне областных бюджетов, несмотря на увеличение их доходной базы путем передачи на местный уровень ряда налоговых поступлений с 2020 г. На основе проведенного анализа сделаны выводы об ухудшении ситуации в области межбюджетных отношений Казахстана, которое проявляется в сокращении числа регионов-доноров и росте количества регионов, получающих субвенции, увеличении удельного веса субвенций в доходах местных бюджетов, снижении удельного веса изъятий из местных бюджетов в доходах республиканского бюджета. Также отмечается, что разбалансирование межбюджетных отношений ведет к осложнению бюджетного процесса на республиканском уровне, что требует принятия мер по дальнейшему повышению финансовой самостоятельности регионов.
Ключевые слова: государственный бюджет, межбюджетные отношения, местные бюджеты, субвенции, изъятия
JEL: H77
Финансирование: Комитет науки Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан (Грант № ИРН AP23489872 «Мониторинг межэтнических отношений в южных областях Казахстана»).
Для цитирования: Додонов В. Ю. Межбюджетные отношения в Казахстане: состояние и основныетенденции // Финансовый журнал. 2024. Т. 16. № 5. С. 27–42. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2024-5-27-42.
© Додонов В. Ю., 2024
М. С. Макушкин
Факторы доходности облигаций дополнительного первого уровня (АТ1), с. 43-59
Аннотация
Облигации дополнительного первого уровня (АТ1 облигации) — это гибридный финансовый инструмент, выпускаемый банками в рамках Базель III. Номинал такой облигации может быть конвертирован в основной капитал банка при наступлении угрозы для его финансовой стабильности. Облигации AT1 дают банку страховку от недостаточности капитала, снижая необходимость вмешательства регулятора для спасения банка. Тема функционирования и ценообразования облигаций AT1 стала вновь актуальной после коллапса Credit Suisse (CS), когда инвесторы банка столкнулись с полным списанием своих вложений в облигации AT1. В работе описаны механика функционирования облигаций AT1 и их основные риски. На реальных данных по эмиссиям этих облигаций в Европе показано, что из-за дополнительных рисков, связанных с конвертацией облигаций AT1 в основной капитал, инвесторы запрашивают у банков существенную премию к безрисковой ставке и доходности стандартных облигаций этих банков. Размер этой премии зависит в основном от характеристик банка-эмитента — его размера, кредитного риска, текущей достаточности капитала и волатильности акций. Параметры эмиссии, наоборот, оказываются менее важными для ценообразования. Сравнение полученных выводов для двух ситуаций — до и после коллапса Credit Suisse — позволяет заключить, что списание AT1 долга CS не оказало прямого влияния на принципы ценообразования этого типа инструментов. Результаты исследования могут быть полезны как для инвесторов, ищущих дополнительную премию к доходности, так и для банков, разрабатывающих эффективный дизайн эмиссии облигаций.
Ключевые слова: облигации AT1, условно конвертируемые облигации, капитал банка, доходность, Базель III
JEL: G12, G13, G21
Для цитирования: Макушкин М. С. Факторы доходности облигаций дополнительного первого уровня (АТ1) // Финансовый журнал. 2024. Т. 16. № 5. С. 43–59. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2024-5-43-59.
© Макушкин М. С., 2024
В. В. Громов
Создание особых экономических зон после моратория: причины, тенденции, закономерности, с. 60-77
Аннотация
Улучшение инвестиционного климата — один из главных приоритетов российской налоговой политики, в которой заметную роль играют особые экономические зоны (ОЭЗ). Темпы их создания в последние годы сильно возросли. Основная идея, как всегда, состоит в привлечении инвестиций. Однако чем больше появляется таких зон, тем очевиднее становится пробел в определении стратегической роли режима ОЭЗ, который уже представлен в десятках российских регионов, но до сих пор не имеет под собой четкого концептуального обоснования. Более того, оживление интереса к особым экономическим зонам контрастирует с действовавшим до недавнего времени мораторием на их создание. Столь разительная перемена должна иметь под собой мотивы, понимание которых необходимо для того, чтобы избежать поверхностного взгляда на политику привлечения инвестиций, поскольку в настоящее время они особенно важны для обеспечения макроэкономической стабильности. Цель статьи связана с выявлением проблем, которые могут препятствовать эффективному применению режима ОЭЗ в России. Исходя из этого, в статье систематизируются предпосылки отмены моратория, устанавливаются закономерности и объясняются тенденции создания особых экономических зон, а также даются предложения по развитию концепции экономического зонирования.
Ключевые слова: инвестиции, инвестиционный климат, налоговая политика, налоговый режим, особая экономическая зона, ОЭЗ, преференциальный режим, регионы
JEL: E62, L52, R11
Финансирование: статья подготовлена в рамках государственного задания РАНХиГС.
Для цитирования: Громов В. В. Создание особых экономических зон после моратория: причины, тенденции, закономерности // Финансовый журнал. 2024. Т. 16. № 5. С. 60–77. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2024-5-60-77.
© Громов В. В., 2024
Е. Н. Тимушев
Распределение федеральных выравнивающих дотаций: оценка последствий основных изменений, с. 78-96
Аннотация
Цель работы — установить, как основные изменения в методике распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности из федерального бюджета повлияли на доходы бюджетов субъектов Российской Федерации. Актуальность исследования обусловлена тем, что способ распределения нецелевых межбюджетных трансфертов влияет на эффективность модели межбюджетных отношений. Для достижения цели выполнено моделирование величин дотаций, выделяемых ежегодно каждому субъекту РФ. Рассчитаны последствия всех основных изменений в методике распределения дотаций на выравнивание из федерального бюджета — введения ограничений на снижение и прирост объемов дотаций, запуска механизма модельного бюджета, уменьшения критерия выравнивания и добавления коэффициента уровня социальной нагрузки в индекс бюджетных расходов. Установлено, что в целом все изменения методики распределения дотаций имели следующий эффект: чем выше была бюджетная обеспеченность до распределения, тем меньше оказывался ежегодный прирост дотаций на выравнивание в результате изменений. Иными словами, со временем в среднем все большие объемы средств стали выделяться наименее обеспеченным регионам, что соответствует цели предоставления выравнивающих дотаций. Наибольшую выгоду от изменений методики получили регионы Северо-Кавказского федерального округа, и в целом все нововведения, кроме ограничений на снижение и прирост дотаций, характеризовались примерно одинаковым эффектом с точки зрения состава выигравших от этих изменений регионов. При этом в отношении регионов, которые стали получать меньший объем дотаций, выводы сделать сложнее, так как они имеют разный уровень бюджетной обеспеченности.
Ключевые слова: дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, модельный бюджет, критерий выравнивания, межбюджетные трансферты, индекс бюджетных расходов
JEL: H77
Финансирование: статья подготовлена по результатам исследований, выполненных в рамках государственного задания РАНХиГС.
Для цитирования: Тимушев Е. Н. Распределение федеральных выравнивающих дотаций: оценка последствий основных изменений // Финансовый журнал. 2024. Т. 16. № 5. С. 78–96. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2024-5-78-96.
© Тимушев Е. Н., 2024
А. Л. Осмоловская-Суслина, С. Р. Борисова
Упрощенная система налогообложения: первые оценки изменений налогового законодательства 2024 г., с. 97-108
Аннотация
Введенные в рамках донастройки налоговой системы изменения в режим УСН предполагают увеличение предельного допустимого размера доходов и признание компаний, применяющих УСН, плательщиками НДС (с 2025 г.). Данная работа ставит своей целью проведение первичного анализа доли плательщиков УСН и налога на прибыль организаций, которые будут затронуты данными изменениями. Для этого организации были сгруппированы по уровню доходов. В качестве исходных данных использовалась информация из форм налоговой отчетности ФНС России, реестров МСП и базы данных СПАРК за период 2019–2022 гг. Было выявлено, что в структуре налогоплательщиков как в случае УСН, так и в случае налога на прибыль заметен сдвиг в сторону более низких доходов: порядка 70% плательщиков налога на прибыль и 90% организаций, применяющих УСН, имеют доходы менее 60 млн руб. в год. Анализ позволил сделать вывод, что для 85% организаций, использующих УСН, изменения налогового законодательства будут относительно нейтральными, а для 9% положение несколько ухудшится. Выигравшими можно будет назвать те компании основной системы налогообложения, которые по новым правилам смогут перейти на УСН. По формальным признакам такой переход будет доступен для 87% плательщиков налога на прибыль организаций, причем для подавляющего большинства решающее значение при выборе перехода с ОСНО на УСН будет иметь возможность платить НДС. Увеличение же лимитов по доходам может стать значимым фактором перехода на УСН лишь для десятой части плательщиков налога на прибыль.
Ключевые слова: МСП, УСН, налог на прибыль организаций, НДС, налогоплательщики
JEL: H2, H71, K34
Для цитирования: Осмоловская-Суслина А. Л., Борисова С. Р. Упрощенная система налогообложения: первые оценки изменений налогового законодательства 2024 г. // Финансовый журнал. 2024. Т. 16. № 5. С. 97–108. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2024-5-97-108.
© Осмоловская-Суслина А. Л., Борисова С. Р., 2024
В. В. Климанов, А. А. Михайлова
Совершенствование налоговой системы России в 2024 году: межстрановые сравнения и региональная проекция, с. 109-120
Аннотация
В статье рассматривается донастройка налоговой системы, проведенная в Российской Федерации в 2024 г., прежде всего в части изменения ставок налога на прибыль организаций и налога на доходы физических лиц. На основе проведенного анализа делается вывод о сопоставимости уровней налогообложения по данным налогам в России по сравнению с некоторыми странами Организации экономического сотрудничества и развития. Показано, что централизация дополнительных поступлений, возникающих как результат проводимого совершенствования налоговой системы, более эффективна, чем потенциальное перераспределение таких доходов в региональные бюджеты, в силу высокой концентрации поступлений по налогу на прибыль организаций и налогу на доходы физических лиц в наиболее обеспеченных регионах России.
Ключевые слова: налоговая политика, прогрессивное налогообложение, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль
JEL: H21, H71, H87
Финансирование: статья подготовлена по результатам исследований, выполненных в рамках государственного задания РАНХиГС.
Для цитирования: Климанов В. В., Михайлова А. А. Совершенствование налоговой системы России в 2024 году: межстрановые сравнения и региональная проекция // Финансовый журнал. 2024. Т. 16. № 5. С. 109–120. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2024-5-109-120.
© Климанов В. В., Михайлова А. А., 2024
Д. Ю. Федотов
Налоговые и таможенно-тарифные инструменты изъятия нефтяной ренты в доход российского бюджета, с. 121-139
Аннотация
Для стран, ориентированных на добычу и переработку полезных ископаемых, включая Россию, важной задачей является организация рационального изъятия и распределения природной ренты. Модель налогообложения природной ренты должна удовлетворять двум условиям: обеспечивать наиболее полное ее изъятие в бюджет и не снижать склонность недропользователей к инвестированию. Цель исследования — измерение величины изъятия нефтяной ренты и разработка путей повышения качества ее перераспределения. Гипотеза исследования состоит в том, что вывозные таможенные пошлины лучше, чем налог на добычу полезных ископаемых, справляются с задачей распределения нефтяной ренты между недропользователями и российским бюджетом. В работе проведен корреляционный анализ между величиной нефтяной ренты и поступлением рентных платежей. Установлено, что посредством применения рентных платежей в доход государства в период 2005–2022 гг. изымалось до 87% создаваемой в России нефтяной ренты. Однако в последние годы уровень изъятия нефтяной ренты снизился до 56%. Выявлено, что причиной этого стало проведение с 2015 г. налогового маневра, заключающегося в понижении ставки вывозных таможенных пошлин вплоть до обнуления и увеличении ставки налога на добычу полезных ископаемых. Полученные результаты позволили сделать вывод о снижении эффективности рентного налогообложения в России из-за того, что сокращается фискальное значение рентных платежей, а также ослабляется их регулирующая функция, направленная на стимулирование налогоплательщиков к осуществлению инвестиций. Результаты исследования могут быть учтены при осуществлении налоговой политики в России и проведении дальнейших научных исследований.
Ключевые слова: налог, нефтяная рента, таможенная пошлина, налог на добычу полезных ископаемых, налоговый маневр, инвестиции, корреляционный анализ
JEL: E62, H21
Финансирование: статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финансовому университету при Правительстве Российской Федерации.
Для цитирования: Федотов Д. Ю. Налоговые и таможенно-тарифные инструменты изъятия нефтяной ренты в доход российского бюджета // Финансовый журнал. 2024. Т. 16. № 5. С. 121–139. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2024-5-121-139.
© Федотов Д. Ю., 2024