«Финансовый журнал» № 4(44) июль-август 2018
СОДЕРЖАНИЕ
Э. Н. Акопян, Н. Н. Карапетян
Как обеспечить устойчивость государственного долга и реагировать на экономические циклы? Модернизация фискальных правил в Армении, с. 10-20
В статье обсуждается мировой опыт в отношении фискальных правил и их теоретические основы, проблемы налогово-бюджетной политики Армении, модернизация фискальных правил в Армении и направления их дальнейшего усовершенствования. Мы рассматриваем реформы фискальных правил, происходящие в сфере налогово-бюджетной политики Армении, как принципиальное изменение логики политики, поскольку новыми правилами задается цель существенно увеличить роль фискальной политики, с одной стороны, для обеспечения стабильности государственного долга, а с другой — для реагирования на экономические циклы.
Ключевые слова: фискальные правила, «золотое правило» государственных финансов, устойчивость государственного долга, экономические циклы, экономический рост, текущие и капитальные расходы
JEL: E62, E32, G28, H62, H63
DOI: 10.31107/2075-1990-2018-4-10-20
С. С. Лазарян, М. А. Елкина
Оценка мультипликатора государственных расходов в Республике Армения, с. 21-31
Данная статья посвящена оценке мультипликатора государственных расходов в Республике Армения. Оценка осуществляется в рамках SVAR-модели с использованием данных за 2004–2017 гг. Согласно полученным результатам, максимальное значение фискального мультипликатора наблюдается сразу после дискреционного изменения фискальной политики. В момент шока государственных расходов оценка значения фискального мультипликатора равна 3, при этом нижней границе 95-процентного доверительного интервала соответствует значение фискального мультипликатора, равное 0,8. В среднесрочном периоде влияние шока государственных расходов на ВВП фактически отсутствует. Данные результаты говорят о высоком стабилизационном потенциале фискальной политики страны в части управления государственными расходами. Полученные оценки не противоречат значениям мультипликатора государственных расходов, полученным в рамках других исследований фискальных мультипликаторов в Республике Армения.
Ключевые слова: мультипликатор государственных расходов, фискальный мультипликатор, государственные расходы, фискальная политика, SVAR-модель
JEL: E62, E63, H50
DOI: 10.31107/2075-1990-2018-4-21-31
О. А. Алавердян, Н. Р. Аветисян
Армения и современные вызовы международного налогового сотрудничества, с. 32-37
Сегодня большая часть капитала направляется в те страны, где для него созданы благоприятные условия, а именно: применяются низкие налоговые ставки и существуют специальные налоговые льготы. Таким образом происходит отток капитала из неофшорных зон в низконалоговые и офшорные юрисдикции, что рассматривается как недобросовестная налоговая конкуренция. Проблема еще ярче выражена в развивающихся странах, так как национальные налоговые органы зачастую не имеют инструментов для эффективной борьбы с практиками уклонения от уплаты налогов. Для решения вышеупомянутых проблем Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и «Группа двадцати» объединили свои усилия, создав новые стандарты для налогового контроля (Глобальный форум ОЭСР), а также разработали новые правила, направленные на обеспечение соответствия мест генерации прибыли и их налогообложения, повышение предсказуемости, прозрачности и гибкости международной налоговой среды. В статье проанализирована деятельность Правительства Республики Армения по созданию налоговой системы, соответствующей современным тенденциям международного налогового сотрудничества.
Ключевые слова: международное налоговое сотрудничество, искажение налогооблагаемой базы и перемещение прибыли, Глобальный форум, стандарт прозрачности налогообложения, бенефициарный собственник
JEL: F38, H26
DOI: 10.31107/2075-1990-2018-4-32-37
М. Р. Пинская, Н. С. Милоголов, С. Ф. Адамян
Злоупотребление налоговыми соглашениями: анализ рисков на макроуровне (на примере Республики Армения), с. 38-52
В данной статье представлен анализ внутреннего налогового законодательства Республики Армения и основных стран — инвесторов в Армению, а также налоговых соглашений об избежании двойного налогообложения между Республикой Армения и основными странами-инвесторами. Целью такого анализа является выявление наиболее рискованных с точки зрения потенциала злоупотребления налоговыми выгодами международных соглашений. Кроме того, в статье приводятся возможные правовые подходы, направленные на противодействие получению необоснованных налоговых выгод в соответствии с международными соглашениями, в частности, тест основной цели, правило ограничения льгот и концепция фактического права на доход. Проанализирован международный опыт выработки критериев оценки необходимых условий для получения выгод согласно налоговым соглашениям. Данные подходы могут быть использованы при развитии международной налоговой политики в Республике Армения с целью защиты ее суверенной налоговой базы и обеспечения ясных и устойчивых условий ведения бизнеса для иностранных инвесторов.
Ключевые слова: злоупотребление налоговым соглашением, налоговая политика, налог на прибыль, фактическое право на доход, тест основной цели, ОЭСР, размывание базы
JEL: H25, H26
DOI: 10.31107/2075-1990-2018-4-38-52
К. Р. Тамазян, А. Е. Джангирян
Накопительная пенсионная система Армении: история становления, с. 53-61
В статье рассматривается пенсионная система Армении, в частности накопительная пенсионная система, ее история и необходимость ее введения. Анализируется международная практика таких стран, как Перу и Чили, которые выбрали частную пенсионную систему. Кроме того, проводится сопоставление «частных» и «государственных» пенсий с учетом возможных альтернатив частной пенсионной системе. В статье представлен краткий обзор того, как работает накопительная пенсионная система в Армении, а также данные по активам под управлением пенсионных фондов и их распределению.
Ключевые слова: Армения, пенсионная система, накопительная пенсионная система, пенсионные паи, управляющий пенсионными активами
JEL: G20, H55, J26
DOI: 10.31107/2075-1990-2018-4-53-61
В. Ю. Черкасов, Ю. А. Маклакова
Долларизация в Армении: структурные причины и эволюция денежно-кредитной политики, с. 62-75
В статье рассматривается финансовая долларизация — одна из отличительных черт экономики Армении. За время валютного суверенитета страна систематически проводила политику, направленную на дедолларизацию. Были применены различные традиционно рекомендуемые средства, включая законодательные меры, стабилизацию внутренних цен, дифференциацию нормативов обязательных резервов и гарантий по вкладам. Тем не менее уровень долларизации остается высоким. В статье проанализированы ее структурные причины (трудовая миграция, диаспора, устойчивый внешнеторговый дефицит). От структурных изменений в экономике зависит результативность денежно-кредитной политики в Армении, проводимой в рамочном формате таргетирования инфляции; ее расширенное описание также приведено в статье. Сделан вывод, что адресные меры по дедолларизации должны быть подкреплены системной политикой повышения конкурентоспособности экономики Армении в рамках действующей среднесрочной программы национального развития.
Ключевые слова: Армения, долларизация, структурные причины, центральный банк, валютный курс, денежно-кредитная политика, инструменты, нормативы обязательных резервов
JEL: E52, F31
DOI: 10.31107/2075-1990-2018-4-62-75
М. И. Куделич, А. В. Хачатрян
Участие финансовых органов Республики Армения в процессах государственно-частного партнерства, с. 76-89
В статье рассматриваются вопросы обеспечения взаимосвязи между бюджетным процессом и государственно-частным партнерством (ГЧП) в условиях его внедрения в Республике Армения и формирования соответствующей нормативно-правовой базы. В статье содержатся рекомендации по сквозной процедуре участия финансовых органов республики на всех этапах проекта ГЧП: от подготовки и обоснования до мониторинга и оценки эффективности по итогам его реализации. Рекомендации подготовлены на основе лучших международных практик обоснования и структурирования проектов ГЧП и направлены на оптимизацию бюджетных расходов, организацию надлежащей бюджетной и иной ресурсной обеспеченности проектов ГЧП, повышение обоснованности предложений по финансовому обеспечению различных форм участия публичного партнера в проектах ГЧП за счет средств государственного (местного) бюджета Республики Армения.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, бюджетные расходы, Республика Армения, обязательства государства по проекту ГЧП, финансовое обеспечение, формы участия публичного партнера в ГЧП
JEL: L32, H57, H61
DOI: 10.31107/2075-1990-2018-4-76-89
И. А. Яковлев, К. В. Швандар
Финансовый рынок Армении: развитие, современное состояние и перспективы, с. 90-102
В настоящей статье поставлена цель показать картину современного устройства финансового рынка Армении, дать краткое описание пройденного исторического пути его развития, рассказать, как разрешались возникавшие на нем трудности и какие проблемы все еще требуют решения. Банковская система страны демонстрирует высокие показатели достаточности капитала и ликвидности, создана отвечающая лучшим мировым образцам инфраструктура организованного рынка для торговли финансовыми активами. Однако объем банковских кредитов экономике пока еще не достигает 50 % ВВП; показатели капитализации рынка акций и оборота корпоративных облигаций невелики. Увеличению вклада финансового рынка в национальное экономическое развитие Армении способствовало бы повышение роли рынка ценных бумаг, прежде всего корпоративных облигаций. Совместными усилиями государства и рынка сделано уже многое для развития торгово-депозитарного блока, усовершенствования нормативно-правовой базы, расширения состава инвесторов. В заключительной части статьи приводятся предложения о существенных элементах дальнейшей работы по развитию фондового рынка в Армении.
Ключевые слова: Армения, финансовый рынок, банки, страховые компании, пенсионные фонды, инвестиционные услуги, биржа, акции, облигации
JEL: G20, G21, G22, G23, N25
DOI: 10.31107/2075-1990-2018-4-90-102
К. И. Алавердян, Р. А. Алексанян, С. А. Табалина
Международный опыт составления консолидированных финансовых отчетов в общественном секторе, с. 103-114
В статье представлен анализ требований международных стандартов к составлению консолидированных отчетов в общественном секторе. Отмечается, что государства заинтересованы в составлении консолидированных отчетов по разным международным стандартам, основные из которых — Руководство по статистике государственных финансов (СГФ) МВФ и Международные стандарты финансовой отчетности организаций общественного сектора (МСФО ОС). Рассматриваются подходы, используемые в ряде стран к составлению такой отчетности. Сделаны выводы о том, что в практике некоторых стран используется подход, позволяющий соблюдать требования как Руководства по СГФ, так и МСФО ОС. В ряде стран требования, аналогичные требованиям МСФО ОС, закреплены в национальном законодательстве. Большинство стран, в том числе Республика Армения и Российская Федерация, используют поэтапный переход к составлению консолидированных финансовых отчетов в общественном секторе.
Ключевые слова: консолидированная финансовая отчетность, общественный сектор, Международные стандарты финансовой отчетности общественного сектора (МСФО ОС), общественные финансы
JEL: H83, M48
DOI: 10.31107/2075-1990-2018-4-103-114
Э. А. Мкртчян, С. А. Аросян, Г. А. Акопян
Ключевые аспекты внедрения программного бюджетирования в мире и в Республике Армения, с. 115-120
Статья посвящена одной из наиболее распространенных реформ системы управления государственными финансами развивающихся стран — внедрению бюджетирования, ориентированного на результат (Performance Budgeting). Целью реформ бюджетирования, ориентированного на результат, является переход от стандартных видов бюджетной классификации к формированию бюджетных программ с четкой фиксацией целей их реализации и ожидаемых результатов, осуществляемый для повышения операционной эффективности бюджетного процесса и степени ответственности за соответствие фактически достигнутых результатов запланированным. В Армении первоначальные работы по внедрению программного бюджетирования были реализованы начиная с 2003 г. В течение 2005–2017 гг. неоднократно пересматривались и совершенствовались соответствующие концептуальные и методические положения, применяемые подходы и инструментарий бюджетного процесса.
Ключевые слова: программное бюджетирование, бюджетные реформы, бюджетирование, ориентированное на результат, улучшение приоритетов расходов, мониторинг исполнения, бюджетный процесс, цели и результаты, подотчетность, прозрачность
JEL: H11, H50, H61
DOI: 10.31107/2075-1990-2018-4-115-120
И. В. Никонов, А. И. Вотинов
Анализ перспектив развития экономики Армении с применением теории экономической сложности, с. 121-131
В статье анализируются перспективы экономического развития Республики Армения. Методологической основой для исследования послужила теория экономической сложности, существенный вклад в развитие которой внесли Р. Хаусманн, Ц. Идальго и другие современные экономисты. С использованием их подходов был рассчитан индекс экономической сложности для Армении и произведено сравнение с другими странами по данному показателю. Было определено, как развитие различных секторов экономики повлияет на сложность производственной структуры армянской экономики. Полученные результаты указывают на то, что по уровню экономической сложности Армения опережает отдельные государства — члены ЕАЭС и некоторые граничащие с ней страны. Наиболее весомый вклад в создание потенциала для долгосрочного экономического роста в Армении могут внести отрасли обрабатывающей промышленности, однако их развитие требует создания необходимых условий.
Ключевые слова: экономическая сложность, экономика Армении, экономический рост, национальный доход, диагностика роста, сравнительное конкурентное преимущество, модель Балассы, конкурентоспособность экономики
JEL: F43, O11, O47
DOI: 10.31107/2075-1990-2018-4-121-131
Г. Г. Геворгян, Л. Р. Фарманян
Минфин Армении: история становления и международное сотрудничество, с. 132-135