Научно-практическое издание

ISSN 2658-5332

«Финансовый журнал» № 3(49) май-июнь 2019

СОДЕРЖАНИЕ

Р. С. Леухин
Краткосрочное прогнозирование поступлений в бюджет с использованием комбинации прогнозов
, с. 9-21
Аннотация. В работе сравнивается ряд подходов к прогнозированию поступлений налога на прибыль в следующем квартале: модель авторегрессии и скользящего среднего, экспоненциальное сглаживание, модель линейной регрессии, наивный прогноз и разные способы комбинирования этих моделей. Получено, что с ростом длины промежутка, за который рассчитывается ошибка прогнозирования для проектировок на следующий квартал, меры ошибок увеличиваются для «первичных» моделей и арифметического среднего прогнозов и уменьшаются для способов комбинирования, учитывающих ошибки прогноза в предыдущих периодах. На промежутках в пять и десять кварталов наименьшую ошибку прогнозирования на следующий квартал обеспечивает модель линейной регрессии с индексом Московской биржи в качестве объясняющей переменной. На промежутке в 15 кварталов — подход комбинирования прогнозов с выбором модели по минимальной величине ошибки прогноза за предыдущие четыре квартала, что объясняется диверсификацией рисков ошибок прогнозов. Полученные результаты позволяют рекомендовать использование такого метода комбинирования для прогнозирования налога на прибыль в краткосрочном периоде и рассматривать его для других поступлений в бюджет.
Ключевые слова: бюджетный прогноз, комбинирование прогнозов, точность прогнозирования, налоговые поступления, налог на прибыль.
JEL: C22, C53, H20
Для цитирования: Леухин Р. С. Краткосрочное прогнозирование поступлений в бюджет с использованием комбинации прогнозов // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2019. № 3. С. 9–21. DOI: 10.31107/2075-1990-2019-3-9-21

Подробнее ...

М. В. Мильчаков 
Особенности финансовой поддержки регионов при реализации национальных проектов
, с. 22-37
Аннотация. В России с 2019 г. началась активная фаза реализации национальных проектов. В статье на основе количественных данных из открытых источников рассматриваются особенности предоставления финансовой поддержки из федерального бюджета бюджетам регионов для реализации национальных проектов. Анализируется методологическое и правовое обеспечение предоставления таких трансфертов. Установлено, что по многим аспектам режим финансирования межбюджетных трансфертов по линии национальных проектов имеет ряд преимуществ и преференций по сравнению со стандартными схемами. Автором предложены формализованные подходы по оценке потенциала воздействия федеральной финансовой поддержки национальных проектов на региональные бюджеты. Выявлены возможности перехода к более широкоцелевому формату финансирования мероприятий национальных проектов и улучшения условий их административного сопровождения. Установлено, что распределение межбюджетных трансфертов по национальным проектам между регионами в целом учитывает их бюджетно-финансовые возможности. При этом определены регионы, улучшившие финансовое положение в связи с реализацией национальных проектов, а также группа субъектов Российской Федерации, по которой могут быть предусмотрены дополнительные меры поддержки.
Ключевые слова: межбюджетные отношения, межбюджетные трансферты, национальные проекты, дотации, межбюджетные субсидии, федеральный бюджет, бюджеты регионов.
JEL: H61, H72, H77, R58
Для цитирования: Мильчаков М. В. Особенности финансовой поддержки регионов при реализации национальных проектов // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2019. № 3. С. 22–37. DOI: 10.31107/2075-1990-2019-3-22-37

Подробнее ...

М. Ю. Малкина, А. О. Овчаров 
Индекс финансового стресса как обобщающий индикатор финансовой нестабильности
, с. 38-54
Аннотация. В статье представлен обзор методов и моделей количественного оценивания финансовой нестабильности экономических систем. Выявлены индикаторы финансовой нестабильности и показана их связь со стресс-тестами, оценивающими уязвимость экономических систем к шокам различной природы. Обсуждаются основные результаты российских и зарубежных исследований, посвященных разработке систем раннего предупреждения финансовой нестабильности, в том числе опережающих индикаторов валютного, долгового и банковского кризисов. Особое внимание уделено опыту построения сводного индекса финансового стресса (FSI) и его использованию в качестве обобщающего показателя финансовой нестабильности экономических систем. На основе векторной модели коррекции ошибок построены коинтеграционные уравнения трех основных переменных, демонстрирующих быструю реакцию на внешние шоки: цены на нефть, валютного курса рубля к доллару США и индекса РТС. Применение метода главных компонент позволило адекватно агрегировать содержащуюся в этих показателях информацию. На основе скользящего среднего и стандартного отклонения темпов прироста главных компонент предложен новый индекс финансового стресса. С его помощью получены оценки уровня финансового стресса в российской экономике с января 2000 г. по февраль 2019 г. и выявлены различия в характере финансового стресса в периоды кризисов 2008–2009 и 2014–2016 гг.
Ключевые слова: финансовая нестабильность, система индикаторов раннего предупреждения, моделирование, оценка, индекс финансового стресса.
JEL: G01, C58, E44
Для цитирования: Малкина М. Ю., Овчаров А. О. Индекс финансового стресса как обобщающий индикатор финансовой нестабильности // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2019. № 3. С. 38–54. DOI: 10.31107/2075-1990-2019-3-38-54

Подробнее ...

Ю. С. Евлахова 
Риски российских банков до и после признания их системной значимости
, с. 55-63
Аннотация. Регулирование системно значимых финансовых организаций стало важным направлением минимизации системного риска финансового рынка в посткризисный период. Однако вопрос о том, имеет ли деятельность российских системно значимых финансовых организаций характеристики поведения, идентичные зарубежным аналогам, или же присутствуют национальные особенности, остается открытым. Решение данного вопроса востребовано практикой, так как позволит повысить эффективность регулирования системно значимых организаций и тем самым снизить угрозы роста системного риска. Целью статьи является проверка гипотезы о том, что российские системно значимые банки, как и зарубежные системообразующие организации, после признания системной значимости повысили свою склонность к рискам (на примере операционных рисков). Автором рассчитаны уровни операционных рисков группы системно значимых банков по официальной методике Банка России за два периода: до получения банками статуса системообразующих и после. Результаты расчетов показали снижение уровней операционных рисков у всех российских системно значимых банков после получения ими статуса системно значимых, что идет вразрез с результатами зарубежных исследований. Автором сформулированы объяснения полученных результатов, а также выводы о необходимости продолжения исследований по данному направлению.
Ключевые слова: системно значимые банки, моральный риск, операционные риски, финансовая поддержка государства, регулирование.
JEL: G21, G28
Для цитирования: Евлахова Ю. С. Риски российских банков до и после признания их системной значимости // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2019. № 3. С. 55–63. DOI: 10.31107/2075-1990-2019-3-55-63

Подробнее ... 

С. В. Якунин
Доминирование банков с государственным участием в России: современные тенденции
, с. 64-74
Аннотация. В статье рассматривается ряд актуальных проблем, с которыми сталкиваются банки как участники финансового рынка в процессе осуществления своей деятельности. Данные проблемы анализируются в контексте задач по повышению эффективности экономики России с учетом особенностей функционирования и дальнейшего развития финансового рынка. В связи с этим автор исследует причины, лежащие в основе доминирования банков с государственным участием, и их последствия. Причины усиления их доминирования вызваны преференциями, которые получали банки с государственным участием в период финансовых кризисов. Дальнейшее ужесточение требований к участникам финансового рынка и продолжающаяся финансовая поддержка крупнейших банков сформировали новую структуру рынка. Автор предполагает, что жесткие ограничения, предъявляемые в странах ЕАЭС к присутствию на их финансовых рынках компаний из России, вызваны тем, что российские кредитные организации значительно превышают по величине активов национальные кредитные организации стран, входящих в ЕАЭС. Названы причины симбиоза крупнейших страховых компаний и банков и его результаты. Сделан вывод о том, что выход банков на рынок продовольственного и непродовольственного ретейла дает государству уникальный рычаг управления потребительским рынком через банки с государственным участием. Полученные результаты могут быть использованы при создании маркетплейса финансовых услуг и при разработке мегарегулятором законов, направленных на повышение эффективности деятельности банков в экономике.
Ключевые слова: банки, финансовый рынок, финансовый посредник, страхование, конкуренция, ретейл.
JEL: G14, G18
Для цитирования: Якунин С. В. Доминирование банков с государственным участием в России: современные тенденции // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2019. № 3. С. 64–74. DOI: 10.31107/2075-1990-2019-3-64-74

Подробнее ...

Е. А. Федорова, А. Э. Николаев, Ю. С. Широкова, Ф. Ю. Федоров
Экспортная и импортная деятельность российских компаний с ПИИ в условиях санкций
, с. 75-90
Аннотация. В исследовании оценивается эффективность компаний с ПИИ, которые занимаются экспортной и импортной деятельностью. Выдвинута гипотеза, что наиболее эффективны компании, занимающиеся и экспортом, и импортом, затем компании, занимающиеся только импортом, далее — только экспортирующие компании, на последнем месте — полностью национальные, не ведущие международную торговлю. Вторая гипотеза посвящена оценке влияния санкций на эффективность работы импортирующих компаний. В качестве методологии исследования для проверки первой гипотезы была рассчитана рентабельность компаний с ПИИ и полностью национальных предприятий, а также использовался метод классического подхода DEA и DEA c учетом сопутствующих эффектов от ПИИ. Вторая гипотеза проверялась с помощью индекса Малмквиста для импортирующих и экспортирующих компаний. Эмпирическая база исследования содержит около 170 000 записей более чем по 33 000 российским предприятиям с учетом принадлежности компаний к шести ключевым отраслям РФ. В результате исследования выявлено, что компании с ПИИ отличаются большей эффективностью по сравнению с предприятиями без иностранного капитала, а международные компании более эффективны, чем предприятия, не участвующие в международной торговле. Сделан вывод, что санкции негативно повлияли на эффективность работы импортирующих компаний, в особенности по сравнению с ростом производительности предприятий, занимающихся экспортом. Данная тенденция может быть объяснена снижением объемов ПИИ, а также ограничением импорта введенными санкциями, что отрицательно сказывается на производительности импортирующих компаний.
Ключевые слова: импорт, экспорт, компании с ПИИ, техническая эффективность, санкции, DEA, индекс Малмквиста.
JEL: E22, F21
Для цитирования: Федорова Е. А., Николаев А. Э., Широкова Ю. С., Федоров Ф. Ю. Экспортная и импортная деятельность российских компаний с ПИИ в условиях санкций. Научно-исследовательский финансовый институт // Финансовый журнал. 2019. № 3. С. 75–90. DOI: 10.31107/2075-1990-2019-3-75-90

Подробнее ...

Т. Г. Арбатская
Проблемы учета сомнительной дебиторской задолженности организаций сектора государственного управления
, с. 91-105
Аннотация. В статье проанализированы основные направления реформирования бухгалтерского учета дебиторской задолженности организаций сектора государственного управления, обозначены актуальные проблемы учета сомнительной задолженности и формирования резерва по сомнительным долгам. Сопоставлены требования к учету сомнительной дебиторской задолженности и формированию резерва по сомнительным долгам в учете организаций государственного и частного секторов экономики, а также в налоговом учете. Внесены предложения по дальнейшему совершенствованию методологии и методики бухгалтерского учета в государственном секторе. В частности, в перечень критериев признания сомнительной дебиторской задолженности предлагается включить критерий отсутствия обеспечения дебиторской задолженности гарантиями, предусмотренными законодательством или договором. Также автором обоснована необходимость дальнейшего совершенствования нормативных актов в области регулирования бухгалтерского учета в секторе государственного управления, в т. ч. дополнения Единого плана счетов отдельным синтетическим счетом по учету резерва по сомнительным долгам. Предложенная автором корреспонденция счетов по формированию и использованию резерва по сомнительным долгам позволит отражать дебиторскую задолженность и финансовый результат деятельности организации сектора государственного управления в учете и отчетности в соответствии с требованиями федеральных стандартов.
Ключевые слова: сектор государственного управления, доходы бюджета, дебиторская задолженность, оценочный резерв, резерв по сомнительным долгам.
JEL: М41, М48
Для цитирования: Арбатская Т. Г. Проблемы учета сомнительной дебиторской задолженности организаций сектора государственного управления // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2019. № 3. С. 91–105. DOI: 10.31107/2075-1990-2019-3-91-105

Подробнее ...

А. В. Агапова, И. А. Гокинаева, А. А. Мелешкина
Направление «таможенный аудит»: внедрение в целях развития электронной таможни
, с. 106-116
Аннотация. Развитие электронной таможни в настоящее время — трендовое направление работы как Евразийской экономической комиссии, так и Таможенной службы Российской Федерации. Это связано с внедрением механизма «единого окна», одним из блоков которого и является электронная таможня. Необходимость внедрения таможенного аудита в практику работы таможенных служб стран ЕАЭС подчеркивает тот факт, что его развитие — часть блока электронной таможни. В работе проведен анализ практики применения таможенного аудита для целей таможенного контроля товаров за рубежом. Установлено, что во всех исследуемых странах под таможенным аудитом понимается форма таможенного контроля. Предлагаются возможные подходы к внедрению в практику деятельности Таможенной службы России таможенного аудита. Это форма таможенного контроля, предметный вид предпринимательской деятельности и особый вид государственного контроля. Проанализированы возможные последствия внедрения таможенного аудита при каждом случае. В ходе анализа эксперимента, проведенного ФТС России по применению таможенного аудита на территории России, установлено отсутствие значительных положительных результатов, подтверждающих обоснованность его внедрения как предпринимательской деятельности. Одновременно показано, что наилучшим решением на данный момент будет создание отдельного государственного органа, занимающегося таможенным аудитом. Это не только позволит уменьшить нагрузку по пост-контролю товаров на таможенные органы, но и даст возможность широкого использования достоверных аудиторских заключений государственного органа для целей категорирования участников ВЭД и представления им упрощений и преференций, расширит взаимодействие между государственными органами и участниками ВЭД для реализации принципов механизма «единого окна», а в перспективе сможет заменить собой камеральную таможенную проверку.
Ключевые слова: таможенный аудит, таможенный контроль после выпуска товаров, механизм «единого окна», единое окно, таможенный контроль, электронная таможня.
JEL: F13, F14, F53
Для цитирования: Агапова А. В., Гокинаева И. А., Мелешкина А. А. Направление «таможенный аудит»: внедрение в целях развития электронной таможни. Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2019. № 3. С. 106–116. DOI: 10.31107/2075-1990-2019-3-106-116

Подробнее ...

В. А. Федосов, В. В. Богатченко
Финансовый механизм инициативного бюджетирования в Российской Федерации
, с. 117-127
Аннотация. Инициативное (партисипаторное) бюджетирование является одной из наиболее активно развивающихся форм общественного участия в бюджетном процессе. Реализуемые на территории Российской Федерации практики инициативного бюджетирования существенно различаются между собой, что позволяет говорить о необходимости дополнительного изучения их финансового механизма. Авторами обобщены особенности финансового механизма при реализации различных практик инициативного бюджетирования, выделены и охарактеризованы элементы, связанные с реализацией проектов инициативного бюджетирования, сопровождением практик инициативного бюджетирования, обслуживанием (содержанием) объектов, созданных в результате реализации таких практик. Также в статье систематизированы проблемы, возникающие в процессе финансирования различных практик инициативного бюджетирования, и предложены направления их решения.
Ключевые слова: инициативное бюджетирование, бюджет, финансовый механизм, софинансирование, субсидия.
JEL: H72, R50
Для цитирования: Федосов В. А., Богатченко В. В. Финансовый механизм инициативного бюджетирования в Российской Федерации // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2019. № 3. С. 117–127. DOI: 10.31107/2075-1990-2019-3-117-127

Подробнее ...

Научно-практическое издание

ISSN 2075-1990