«Финансовый журнал» Том 12 №2 2020
СОДЕРЖАНИЕ
Б. И. Алехин
Сглаживание налоговой нагрузки в России, с. 9-24
Аннотация. Актуальность. Р. Дж. Барро предложил теорию налогового сглаживания, в которой государство наращивает долг, чтобы сглаживать налоговую нагрузку во времени и тем самым снижать убыток благосостояния из-за ее колебаний. Любая позитивная модель бюджетной политики должна использовать сглаживание в качестве эталона. Так ли это в России? Цель исследования. Протестировать гипотезу налогового сглаживания на российских данных. Методы. Использована выборка из статистики исполнения бюджета российского правительства с квартальной периодичностью за 2000–2019 гг. (79 наблюдений). Выполнены тесты на случайное блуждание, нестационарность, коинтеграцию и парную причинность по Грэнджеру. Результаты. Основной результат: налоговая ставка, исчисленная по всем доходам, и постоянные расходы обнаруживают коинтеграцию только при учете структурных сдвигов в данных, а тест Грэн-джера показал, что постоянные расходы — причина по отношению к этой ставке, но не наоборот. Второстепенный результат: ставка, исчисленная по нефтегазовым доходам, провалила оба теста. Эти результаты интерпретируются как свидетельство в пользу гипотезы налогового сглаживания, так как (перефразируя Барро) необнаружение коинтеграции конкретной категории налогообложения и постоянных расходов не дезавуирует центральный тезис теории. Заключение. Данное исследование в очередной раз, теперь на статистике бюджета российского правительства, не опровергло гипотезу налогового сглаживания. Постоянные изменения расходов вызывали пересмотр налоговой ставки, а временные финансировались комбинацией займов и нефтегазовых доходов. Низкая степень коинтеграции означает, что российская экономика понесла убытки из-за неполного и непоследовательного налогового сглаживания.
Ключевые слова: избыточное налоговое бремя, налоговое сглаживание, коинтеграция, структурные сдвиги
JEL: H60, H62, H63
Для цитирования: Алехин Б. И. Сглаживание налоговой нагрузки в России // Финансовый журнал. 2020. Т. 12. № 2. С. 9–24. DOI: 10.31107/2075-1990-2020-2-9-24.
Ж. А. Мингалева, Ю. В. Старков
Механизм налогообложения вредных выбросов: анализ с позиции институционального подхода, с. 25-38
Аннотация. В настоящее время во всех экономически развитых странах мира активно применяется экологическое регулирование, призванное сократить объемы загрязнения окружающей среды и антропогенное воздействие на климат. За это время были разработаны различные инструменты воздействия на субъекты экономики и общества с целью сокращения объемов выбросов в окружающую среду загрязняющих веществ. Базовыми среди них являются налогообложение выбросов и торговля разрешениями на выбросы. Эти инструменты оказывают разное влияние как на успех в реализации международной и национальной экологической политики, так и на степень вовлечения бизнеса и домохозяйств в реализацию всего комплекса мероприятий по сокращению вредных выбросов в атмосферу и охране окружающей среды. В предлагаемой статье проанализированы особенности и практическая применимость инструмента налогообложения вредных выбросов, проведен анализ его сильных и слабых сторон с учетом влияния политических, социальных, экономических факторов. Основные методы исследования — институциональный и компаративный анализы. Результатом исследования является вывод о разной степени эффективности применения механизмов налогообложения вредных выбросов на национальном и международном уровнях, а также в отношении различных источников выбросов. Показано, что в силу различий в национальных законодательствах и базовых экономических условий развития механизм налогообложения вредных выбросов в отдельных странах не может обеспечить достижения запланированных в международных документах результатов сокращения загрязнения и нормального развития экологических механизмов. Тем не менее в современных условиях система налогообложения выбросов пока остается более эффективной в рамках отдельных стран, чем торговля выбросами, и применяет- ся во всем мире более широко, чем механизм торговли разрешениями. Кроме того, потенциал механизма налогообложения до конца не использован.
Ключевые слова: «зеленые» налоги, вредные выбросы, парниковый эффект, интернализация экстерналий, ставки налога, источники загрязнения, налогообложение выбросов
JEL: Q54, Q56, Q58, Q52
Благодарности: исследование выполнено в рамках фундаментальной части государственного задания Министерства науки и образования Российской Федерации Пермскому национальному исследовательскому политехническому университету (тема 0751-2020-0026).
Для цитирования: Мингалева Ж. А., Старков Ю. В. Механизм налогообложения вредных выбросов: анализ с позиции институционального подхода //Финансовый журнал. 2020. Т. 12. № 2. С. 25–38. DOI: 10.31107/2075- 1990-2020-2-25-38.
М. А. Щепелева
Эмпирический анализ балансового канала денежно-кредитной трансмиссии для России, с. 39-56
Аннотация. Актуальность. После глобального финансово-экономического кризиса 2008–2009 гг. возрос интерес исследователей к анализу влияния финансовых переменных на показатели реального сектора. Согласно теории денежно-кредитной трансмиссии изменение краткосрочной процентной ставки воздействует на объем инвестиций не только напрямую, но и опосредованно, через изменение показателей баланса кредиторов (канал банковского кредитования) и компаний-заемщиков (балансовый канал денежно-кредитной трансмиссии). Изучение механизма работы различных каналов трансмиссии представляет важную информацию для регулятора, позволяющую ему точнее оценивать последствия от проводимой политики. Цель статьи состоит в выявлении особенностей функционирования балансового канала денежно-кредитной трансмиссии для России в период с 2010 по 2017 г. Сопоставление результатов модели для микро- (панельной векторной авторегрессии) и макроданных (байесовской векторной авторегрессии) указывает на наличие признаков балансового канала в российской экономике, однако полного соответствия классической трансмиссионной цепочке найти не удается. На основе проведенного анализа выявлены статистически значимые взаимосвязи между процентной ставкой и объемом инвестиций. Взаимосвязи между прочими звеньями балансового канала остаются противоречивыми. Дальнейшие направления исследования состоят в уточнении количественных характеристик выявленных взаимосвязей и сравнении «мощи» балансового канала с другими каналами денежно-кредитной трансмиссии.
Ключевые слова: балансовый канал, финансовый акселератор, денежно-кредитная трансмиссия, панельная VAR-модель, байесовская VAR-модель
JEL: E52, E58
Для цитирования: Щепелева М. А. Эмпирический анализ балансового канала денежно-кредитной трансмиссии для России // Финансовый журнал. 2020. Т. 12. № 2. С. 39–56. DOI: 10.31107/ 2075-1990-2020-2-39-56.
Д. В. Горохова
Государственные закупки в Российской Федерации: ретроспектива и развитие, с. 57-68
Аннотация. Сфера государственных и муниципальных закупок является одной из самых динамично развивающихся сфер государственного управления. С 2013 г. было принято более 50 федеральных законов, которые вносили изменения в Федеральный закон № 44-ФЗ, и более 100 подзаконных актов. Существенные изменения в законодательство о контрактной системе, связанные с требованиями реализации национальных проектов, были внесены в 2019 г. Очевидно, что нормы нормативного правового регулирования государственных и муниципальных закупок требуют систематизации, критического взгляда и выработки дальнейших направлений совершенствования. С этой целью в статье рассматриваются новации Федерального закона № 44-ФЗ и его подзаконных актов во взаимосвязи и развитии и предлагаются направления его дальнейшего совершенствования. При написании статьи использовались правовые, сравнительные и статистические методы анализа. Результаты исследования показали, что сложившаяся система государственных и муниципальных закупок не в полной мере отвечает требованиям эффективности, является не очень комфортной для организаций коммерческого сектора экономики России, требует дальнейшей процедурной и кадровой оптимизации. По указанным направлениям даны предложения по дальнейшему развитию.
Ключевые слова: государственные закупки, Федеральный закон № 44-ФЗ, эффективность закупок, контрактная система, законодательство о закупках
JEL: H80, H57
Для цитирования: Горохова Д. В. Государственные закупки в Российской Федерации: ретроспектива и развитие // Финансовый журнал. 2020. Т. 12. № 2. С. 57–68. DOI: 10.31107/2075- 1990-2020-2-57-68.
Н. С. Матвеева
Международный опыт осуществления государственного финансового контроля, с. 69-95
Аннотация. Финансовый контроль является важной частью системы управления финансами, повышение значимости которого в современном мире отражено в том числе в Лимской декларации руководящих принципов контроля, согласно которой финансовый контроль представляет собой неотъемлемый компонент управления общественными финансами. Актуальность темы исследования обусловлена усилением роли финансового контроля в развитых странах мира и поиском путей повышения эффективности его осуществления. Цель данной статьи заключается в выявлении основных направлений развития государственного финансового контроля и анализе процесса стандартизации. Несмотря на то что принципы построения системы государственного финансового контроля разнятся в зависимости от сложившихся исторических, экономических и нормативно-правовых традиций определенной страны, общие тенденции к децентрализации осуществления контроля, а также стандартизации контрольной деятельности определяют дальнейшие направления развития данной сферы. Кроме того, описывается текущий уровень развития государственного финансового контроля в Российской Федерации и возможности адаптации международного опыта в нашей стране с целью повышения эффективности осуществления финансового контроля. В настоящей статье анализ зарубежного опыта проводился по трем направлениям — общий контроль над государственными финансами, парламентский и правительственный контроль, а также внутренний контроль и внутренний аудит как особые области финансового контроля. В части стандартизации было установлено, что стандарты внешнего государственного контроля формируются и утверждаются национальными контрольно-счетными органами соответствующей страны, как правило, с учетом требований стандартов ИНТОСАИ. При этом в национальных стандартах обязательно отражаются особенности организации финансового контроля в соответствующей стране, установленные законодательно, и сложившаяся национальная практика осуществления государственного аудита. Требования к организации и функционированию внутреннего финансового контроля могут устанавливаться как высшими органами государственного аудита, так и министерствами финансов. А требование организовать и осуществлять внутренний финансовый аудит устанавливается, как правило, законодательно.
Ключевые слова: государственный финансовый контроль, система управления финансами, высшие органы финансового контроля, внутренний контроль, внутренний аудит, контрольные органы, зарубежный опыт
JEL: E62, H11, H83
Для цитирования: Матвеева Н. С. Международный опыт осуществления государственного финансового контроля // Финансовый журнал. 2020. Т. 12. № 2. С. 69–95. DOI: 10.31107/2075- 1990-2020-2-69-95.
Т. Г. Арбатская
Роль инвентаризации в обеспечении достоверности бухгалтерской отчетности организаций бюджетной сферы, с. 96-110
Аннотация. Развитие бухгалтерского учета организаций бюджетной сферы и его сближение с МСФО общественного сектора ставят новые проблемы как методологического, так и методического характера. Значительную роль в обеспечении достоверности учетных и отчетных данных для заинтересованных пользователей представляет такой элемент метода бухгалтерского учета, как инвентаризация, что подтверждает актуальность темы исследования. В статье проведено теоретическое исследование инвентаризации в условиях внедрения ФСБУ государственных финансов. Рассмотрена взаимосвязь инвентаризации с другими элементами метода бухгалтерского учета, а также с определенными бухгалтерскими процедурами, применяемыми в отношении любого объекта учета — признанием, классификацией, оценкой, корректировкой оценки, представлением и раскрытием информации в отчетности и подтверждением достоверности отчетности независимым субъектом. Изучено влияние инвентаризации на достижение качественных характеристик отчетности для повышения ее полезности для пользователей. Определено, что для обеспечения информационных потребностей пользователей с учетом постоянно изменяющихся условий внешней и внутренней среды инвентаризация должна подтверждать не только существование и классификацию объекта, но и его актуальную стоимостную оценку. Сделан вывод о целесообразности раскрытия в отчетности информации об оценке объектов как по фактической, так и по справедливой стоимости. Это позволит обеспечить выполнение бухгалтерским (бюджетным) учетом контрольной функции и усилить его информационную функцию. Полученные выводы могут быть использованы для дальнейшего развития нормативного регулирования бухгалтерского учета государственных финансов.
Ключевые слова: организации бюджетной сферы, бухгалтерская отчетность, инвентаризация, достоверность отчетности, качественные характеристики отчетности, оценка, обесценение, справедливая стоимость
JEL: M41
Для цитирования: Арбатская Т. Г. Роль инвентаризации в обеспечении достоверности бухгалтерской отчетности организаций бюджетной сферы // Финансовый журнал. 2020. Т. 12. № 2. С. 96–110. DOI: 10.31107/2075-1990-2020-2-96-110.
М. И. Куделич
Правовые проблемы суброгации при возмещении вреда, с. 111-119
Аннотация. В связи с возрастающими потребностями в возмещении вреда и обеспечении необходимого уровня защиты прав страхователей, потерпевших и застрахованных лиц, в настоящее время особую актуальность приобретают задачи совершенствования механизмов правового регулирования суброгации. Целью данной статьи является выявление и систематизация имеющихся на сегодняшний день основных правовых проблем теоретического и прикладного характера в области суброгационных правоотношений. Результатами исследования стали предложения по возможным способам законодательного решения проблем, связанных с суброгацией при страховании гражданской ответственности и риска убытков от предпринимательской деятельности, с уступкой и взаимозачетом требований при суброгации, с соотношением размера страховой выплаты и суброгационного требования, суброгации и перестрахования. Кроме того, полученные выводы могут использоваться для совершенствования норм гражданского законодательства в целях устранения коллизии норм, связанной с лицами, ответственными за убытки, и лицами, ответственными за наступление страхового случая, а также в целях установления запрета применения суброгации в отношении самого страхователя и его близких.
Ключевые слова: суброгация, страхование, возмещение вреда, законодательство
JEL: G22
Для цитирования: Куделич М. И. Правовые проблемы суброгации при возмещении вреда // Финансовый журнал. 2020. Т. 12. № 2. С. 111–119. DOI: 10.31107/2075-1990-2020-2-111-119.
В. Н. Овчинников
Нобелевская премия по экономике 2019 года: борьба с бедностью и эксперименты в экономике развития, с. 120-131
Аннотация. В настоящей работе подробно обсуждаются результаты эмпирических исследований лауреатов Нобелевской премии по экономике 2019 г. М. Кремера, А. Банерджи и Э. Дюфло. Полевые эксперименты лауреатов в образовании, здравоохранении, финансовой и технологической сферах позволили иначе взглянуть на эффективность традиционных инструментов социально-экономической политики в странах догоняющего мира, предлагая им взамен новые, более совершенные практики и реформы, направленные на борьбу с бедностью. Помимо востребованности полученных выводов в политической плоскости эксперименты лауреатов обеспечили экономику развития мощным аналитическим и методологическим инструментарием, формируя тем самым фундамент для последующих академических изысканий в данной отрасли экономической науки.
Ключевые слова: Нобелевская премия, лауреаты, экономика развития, эксперимент, бедность, догоняющий мир
JEL: O10, O12, O15
Для цитирования: Овчинников В. Н. Нобелевская премия по экономике 2019 года: борьба с бедностью и эксперименты в экономике развития // Финансовый журнал. 2020. Т. 12. № 2. С. 120–131. DOI: 10.31107/2075-1990-2020-2-120-131.