Научно-практическое издание

ISSN 2658-5332

«Финансовый журнал» Том 16 №3 2024

СОДЕРЖАНИЕ

М. В. Петров
Влияние геополитической напряженности на международное движение капитала,
 с. 8-22
Аннотация
Целью статьи является исследование влияния геополитической напряженности, эскалация которой стала приметой настоящего времени, на международное движение капитала. Показано, что основными каналами ее воздействия на потоки капитала выступают повышение геополитических рисков, связанных с международным инвестированием, ужесточение во многих странах контроля за входящими прямыми иностранными инвестициями в рамках политики по обеспечению экономической безопасности, а также финансовые санкции и другие ограничения, принимаемые государствами с целью давления на страны с отличающейся внешнеполитической позицией. На основе анализа динамики инвестиционных связей США и Китая подтвержден вывод об усилении влияния геополитической напряженности на перемещение капитала между странами начиная со второй половины 2010-х гг. Особое внимание в статье уделено оценке возможных последствий фрагментации международного движения капитала, намечающейся в условиях ухудшения геополитической ситуации. На концептуальном уровне обосновано предположение, что вероятное ослабление инвестиционных связей между глобальными Севером и Югом способно придать импульс формированию отдельного сегмента международного рынка капитала, обладающего самостоятельной финансовой инфраструктурой и ориентированного на развивающиеся страны, ускорить интернационализацию их валют и в конечном счете способствовать переходу современной мировой финансовой системы к более справедливому многополярному устройству.
Ключевые слова: международное движение капитала, геополитическая напряженность, геополитические риски, прямые иностранные инвестиции, портфельные инвестиции
JEL: F02, F21, F51
Для цитирования: Петров М. В. Влияние геополитической напряженности на международное движение капитала  // Финансовый журнал. 2024. Т. 16. № 3. С. 8–22. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2024-3-8-22.
© Петров М. В., 2024

Подробнее ...

Н. Е. Барбашова, А. Н. Комарницкая
Проблемы и перспективы развития межбюджетных отношений в городских агломерациях России
, с. 23-39
Аннотация
Развитие городских агломераций — актуальное направление государственной политики Российской Федерации в сфере пространственного развития. Целью данной статьи является выявление существующих проблем взаимодействия между бюджетами публично-правовых образований внутри городских агломераций и выработка подходов к построению оптимальной системы межбюджетных отношений в различных агломерационных моделях. Среди них можно выделить традиционную модель (в которой ядром выступает городской округ, «спутниковой зоной» — муниципальные образования, расположенные в том же субъекте Российской Федерации), межрегиональную модель (муниципальные образования, образующие агломерацию, расположены в нескольких субъектах Российской Федерации) и модель агломерации, образованной вокруг города федерального значения. Результатом исследования является комплекс предложений по выстраиванию взаимосвязанных мер в сфере межбюджетных отношений, направленных на создание условий для стимулирования агломерационных процессов. Предложения включают в себя рекомендации по внесению отдельных изменений и дополнений в действующее бюджетное законодательство в целях адаптации инструментов межбюджетного регулирования к решению задач пространственного развития.
Ключевые слова: городская агломерация, агломерационное развитие, межбюджетные отношения, горизонтальные трансферты, горизонтальные бюджетные кредиты
JEL: H70, H77
Финансирование: статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы государственного задания РАНХиГС.
Для цитирования: Барбашова Н. Е., Комарницкая А. Н. Проблемы и перспективы развития межбюджетных отношений в городских агломерациях России  //  Финансовый журнал. 2024. Т. 16. № 3. С. 23–39. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2024-3-23-39.
© Барбашова Н. Е., Комарницкая А. Н., 2024

Подробнее ...

Л. В. Полежарова, М. Р. Пинская, Е. Ю. Виноградова
Совершенствование налоговой политики России в сфере международного налогообложения
, с. 40-50
Аннотация
Актуальность проблемы совершенствования налоговой политики в сфере международного налогообложения обусловлена необходимостью адаптации Российской Федерации к санкционным условиям и выработки иммунитета к новым вызовам. В статье предлагаются концептуальные подходы к защите налоговых интересов России, обеспечивающие ее суверенные права в международной налоговой сфере. В данном контексте проведена эмпирическая оценка последствий для России зарубежных инициатив по распределению глобальной прибыли между юрисдикциями в условиях ограничения участия нашей страны в процессах международного обмена налоговой информацией, в процедурах разрешения международных налоговых споров. Предложены меры, направленные на противодействие размыванию национальной налоговой базы в условиях ограничения сотрудничества и кооперации в области налогового администрирования. Практическое применение полученных результатов возможно при уточнении уже имеющихся многосторонних и двусторонних международных налоговых договоров с дружественными странами в целях повышения привлекательности России для инвесторов из этих стран.
Ключевые слова: международное налогообложение, деофшоризация, международное сотрудничество в налоговой сфере, международный налоговый договор, обмен информацией, Pillar 1, Pillar 2
JEL: F23, H25, H26
Финансирование: статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финансовому университету в 2024 г.
Для цитирования: Полежарова Л. В., Пинская М. Р., Виноградова Е. Ю. Совершенствование налоговой политики России в сфере международного налогообложения // Финансовый журнал. 2024. Т. 16. № 3. С. 40–50. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2024-3-40-50.
© Полежарова Л. В., Пинская М. Р., Виноградова Е. Ю., 2024

Подробнее ...

Г. А. Петросян, Н. Н. Карапетян, А. А. Маргарян, А. Н. Соколов, И. И. Яковлева, А. И. Вотинов
Применение байесовского подхода к прогнозированию налоговых поступлений на примере Республики Армения
, с. 51-67
Аннотация
В работе рассматривается байесовский подход к прогнозированию суммарных налоговых поступлений Республики Армения. Данный подход преимущественно используется в больших VAR-моделях для получения прогнозов макроэкономических показателей. Цель данного исследования — оценить эффективность байесовских методов при построении VAR-моделей относительно небольшой размерности для прогнозирования бюджетных доходов. Также была поставлена задача по разработке инструмента, позволяющего делать прогнозы налоговых поступлений в рамках реальных прогнозных раундов. Анализ проводится на квартальных данных суммарных налогов и соответствующих прокси налоговых баз, очищенных от сезонности. При построении BVAR-моделей, на основе которых делается прогноз, используется иерархических подход, который подразумевает случайный характер дисперсий априорных значений коэффициентов и характеризуется высокой вариабельностью в части выбора гиперпараметров. Для определения оптимальной с точки зрения качества вневыборочного прогноза архитектуры BVAR-модели предложен алгоритм подбора прайоров и значений параметров, который позволяет значительно снизить ошибку прогноза. Контроль сходимости параметров моделей осуществляется путем анализа метрик тестов Geweke, Gelman and Rubin и коэффициента принятия алгоритма Метрополиса — Гастингса. Показано, что включение дополнительных априорных распределений на сумму коэффициентов (sum-of-coefficients prior) и фиктивного наблюдения на единичный корень (dummy-initial-observation prior или single-unit-root), допускающих наличие единичного корня и коинтеграции между переменными, улучшает качество вневыборочных прогнозов. В результате предложена BVAR-модель, отобранная с помощью разработанного нами алгоритма, которая имеет более низкую ошибку вневыборочного прогноза по сравнению с частотной VAR-моделью.
Ключевые слова: прогнозирование налоговых поступлений, модели векторной авторегрессии, байесовский иерархический подход
JEL: C11, C32, H68
Для цитирования: Петросян Г. А. и др. Применение байесовского подхода к прогнозированию налоговых поступлений на примере Республики Армения  //  Финансовый журнал. 2024. Т. 16. № 3. С. 51–67. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2024-3-51-67.
© Петросян Г. А. и др., 2024

Подробнее ...

Р. В. Балакин, Ю. А. Стешенко
Обзор подходов к оценке влияния новых вызовов на экономику и отдельные аспекты налогообложения
, с. 68-85
Аннотация
В статье проведен обзор трудов отечественных и зарубежных исследователей, посвященных подходам к оценке влияния внешних шоков на экономику в целом и на отдельные аспекты налогообложения в частности. Рассматриваются как статьи, оценивающие это влияние на основе анализа макроэкономических показателей (реже бюджетных показателей) и построения эконометрических моделей (в основном в этом случае используются SVAR- и VAR-модели), так и статьи, в которых различные авторы предлагают собственные показатели для оценки указанного влияния (чаще всего такими показателями являются либо показатели устойчивости, либо показатели стресса). Особый акцент при обзоре делается на публикациях, предметом исследования которых является влияние новых вызовов на налоговую систему. В отдельный блок выделены научные труды, в которых вышеуказанные вопросы рассматриваются применительно к российской налоговой системе. При этом анализируются не только собственно научные статьи по теме, но и документы международных организаций, таких как Международный валютный фонд, ОЭСР, Всемирный банк и др. Также представлен обзор публикаций зарубежных научных институтов и исследовательских центров. Частным случаем внешнего шока выступают наложенные на экономику Российской Федерации санкции. Приводится обзор трудов, в которых авторы оценивали влияние новых вызовов, в том числе санкционных ограничений, на налоговую систему Российской Федерации. Авторы приходят к выводу о том, что для оценки влияния новых вызовов на налоговую систему наиболее целесообразно использование показателей на базе статистической налоговой отчетности.
Ключевые слова: налоговая система, внешние шоки, новые вызовы, санкции, налоговая безопасность
JEL: H12, E62
Финансирование: исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23‑78‑10160, https://rscf.ru/project/23-78-10160/.
Для цитирования: Балакин Р. В., Стешенко Ю. А. Обзор подходов к оценке влияния новых вызовов на экономику и отдельные аспекты налогообложения  //  Финансовый журнал. 2024. Т. 16. № 3. С. 68–85. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2024-3-68-85.
© Балакин Р. В., Стешенко Ю. А., 2024

Подробнее ...

Е. Ф. Киреева, К. В. Рудый
Парадоксы антикризисной роли фискального федерализма: аналитический обзор исследований
, с. 86-97
Aннотация
Аналитический обзор около 200 исследований антикризисной роли фискального федерализма в условиях экономических, экологических, эпидемиологических вызовов и территориальных конфликтов за 1950–2024 гг. позволил выявить четыре парадокса. Первый заключается в научном обосновании позитивных антикризисных эффектов фискальной децентрализации. Но при возникновении кризисов на практике децентрализация оказывается невостребованной, а предпочтения отдаются централизации. Второй парадокс — в нелинейных позитивных эффектах фискальной децентрализации на экономический рост, потребление природных ресурсов и выбросы парниковых газов, например, в достижении позитивных результатов децентрализации при улучшении институциональной среды. Третий парадокс — в относительно низком уровне методологического изучения фискального федерализма в условиях эпидемиологических вызовов, хотя это имело наибольшую практическую востребованность по сравнению с более глубокими эконометрическими исследованиями экономических и экологических вызовов. Четвертый парадокс заключается в том, что фискальный федерализм может как урегулировать межтерриториальный конфликт на основе прозрачности и стабильности межбюджетных трансферов, обеспечения доступа конфликтующего региона к своим природным ресурсам, так и создать предпосылки для возобновления конфликта в будущем при нарушении этих условий.
Ключевые слова: фискальный федерализм, государственные финансы, экономические кризисы, устойчивое развитие, пандемия, конфликты
JEL: H12, H71, H77, R11, R58
Финансирование: статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.
Для цитирования: Kireyeva A.F., Rudy K.V. (2024). Paradoxes of the Anti-crisis Role of Fiscal Federalism: Analytical Review of Studies. Financial Journal, 16 (3), 86–97. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2024-3-86-97.
© Киреева Е. Ф., Рудый К. В., 2024

Подробнее ...

С. И. Чужмарова, А. И. Чужмаров
Налоговое стимулирование перехода к рациональным моделям потребления и производства. Аналитический обзор
, с. 98-113
Аннотация
Представленное исследование посвящено актуальной для мирового сообщества проблеме перехода экономики к более экологичным видам производства и более бережному использованию ресурсов. Проблема перехода от экологически затратных моделей производства на более устойчивые модели отражена в поставленной ООН цели устойчивого развития глобального уровня — ЦУР 12 «Обеспечение перехода к рациональным моделям потребления и производства». Достижение глобальной цели невозможно без государственной финансовой поддержки, стимулирования инвестиций. Одним из основных финансовых инструментов, стимулирующих прямо и косвенно производителей экологичных видов продукции и их переход на новые зеленые технологии, служат налоги. В арсенале развитых и развивающихся стран есть широкий спектр фискальных инструментов и накоплен опыт налогового воздействия на производство и потребление, изучение которого, воз-
можно, будет полезно при формировании налоговой политики. Целью работы являются анализ опыта отдельных стран и систематизация инструментов налогового стимулирования перехода к более экологичным видам производства и рационального потребления ресурсов, а также обоснование перспективных направлений налогового воздействия. На основе исследования международного опыта определены подходы стран к построению системы налогового стимулирования рационального освоения и использования природных ресурсов, снижения уровня загрязнения окружающей среды. Обоснована необходимость налоговой поддержки наращивания научно-технического потенциала, устойчивого туризма, устойчивых государственных закупок. Следующим перспективным направлением исследования, возможно, станет формирование налоговых инструментов устранения рыночных диспропорций, приводящих к расточительному потреблению ресурсов, трансформация косвенного налогообложения потребления, налоговая поддержка социальных проектов, налоговое стимулирование энергоэффективности.
Ключевые слова: налоги, устойчивое развитие, производство, потребление, стимулы, ЦУР 12
JEL: H22, H61
Финансирование: публикация подготовлена в соответствии с планом НИР СГУ им. Питирима Сорокина и планом НИР Института экономики УрО РАН.
Для цитирования: Чужмарова С. И., Чужмаров А. И. Налоговое стимулирование перехода к рациональным моделям потребления и производства. Аналитический обзор  //  Финансовый журнал. 2024. Т. 16. № 3. С. 98–113. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2024-3-98-113.
© Чужмарова С. И., Чужмаров А. И., 2024

Подробнее ...

Б. И. Алехин
Личные сбережения, инфляция и демография в региональном колорите
, с. 114-132
Аннотация
Цель настоящего исследования — обнаружить эмпирические свидетельства долгосрочной, равновесной связи между нормой личных сбережений, с одной стороны, и возрастной структурой населения, инфляцией, денежными доходами населения и долей конечного потребления в валовом продукте регионов, с другой стороны. С этой целью из официальной статистики собрана панель данных по 82 субъектам Российской Федерации за 2000–2022 гг. В описательной части статьи дан обзор теорий личных сбережений и показано, какое значение последние имеют для экономического роста, каковы сберегательные предпочтения россиян и почему региональные власти должны поддерживать предельно благоприятный климат для сбережений населения регионов и роста самого населения, особенно его трудоспособной части. Оценка параметров нашей эмпирической ARDL-модели методом объединенных групповых средних показала, что на региональном уровне главными из факторов, объясняющих динамику нормы личных сбережений, являются возрастная структура населения и инфляция. Норма личных сбережений состоит с ними в положительном коинтеграционном отношении.
Ключевые слова: личные сбережения, экономический рост, коинтеграция, регионы, Россия
JEL: D14, E21, C23
Для цитирования: Алехин Б. И. Личные сбережения, инфляция и демография в региональном колорите  //  Финансовый журнал. 2024. Т. 16.
№ 3. С. 114–132. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2024-3-114-132.
© Алехин Б. И., 2024

Подробнее ...

Научно-практическое издание

ISSN 2075-1990