Научно-практическое издание

ISSN 2658-5332

«Финансовый журнал» Том 15 №4 2023

СОДЕРЖАНИЕ

А. Б. Золотарева
Проблемы и пути совершенствования правового регулирования государственных инвестиций в России
, с. 8-26
Аннотация
Статья отражает основные выводы научно-исследовательской работы, имевшей целью выявление ключевых проблем и направлений совершенствования правового регулирования государственных инвестиций на основе анализа законодательства и практики его применения. Проведенный анализ приводит к выводу о наличии в действующем законодательстве по вопросам планирования и реализации государственных инвестиций существенных недостатков, препятствующих повышению их эффективности. К числу таких недостатков автор относит: одновременное наделение разных органов правом принятия ключевых инвестиционных решений; дублирование инвестиционной компоненты госпрограмм и национальных (федеральных) проектов; утверждение бюджетных ассигнований по проектам, не готовым к реализации; нечеткость оснований для повышения цены строительных контрактов, а также для централизации функций по планированию и реализации отраслевых инвестиций в руках ППК «Единый заказчик»; снижение требований к обоснованию инвестиционных проектов. Для смягчения отмеченных недостатков в статье, в частности, предлагается: обеспечить системное планирование крупных инвестиций в составе национальных и федеральных проектов, исключив эти расходы из госпрограмм; по общему правилу отказаться от практики утверждения решений об осуществлении бюджетных инвестиций отдельными актами правительства и включения в ФАИП инвестиционных проектов без проектной и другой необходимой документации; организовать сравнительную оценку эффективности деятельности централизованного заказчика и ГРБС по управлению инвестициями по законодательно определенным критериям, по итогам которой следует рассмотреть вопрос о целесообразности централизации; вернуться к использованию при анализе инвестиционных проектов некоторых ранее применявшихся критериев оценки их эффективности.
Ключевые слова: государственные инвестиции, бюджетные инвестиции, федеральная адресная инвестиционная программа, ФАИП, планирование государственных инвестиций, реализация государственных инвестиций
JEL: Н11, H50, H54, H60, H68, O20
Финансирование: Статья подготовлена в рамках государственного задания РАНХиГС.
Для цитирования: Золотарева А. Б. Проблемы и пути совершенствования правового регулирования государственных инвестиций в России // Финансовый журнал. 2023. Т. 15. № 4. С. 8–26. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2023-4-8-26.
© Золотарева А. Б., 2023

Подробнее ...

О. К. Ястребова, О. И. Карасев
Инструменты финансирования и результаты в сфере НИОКТР
, с. 27-42
Аннотация
Ключевой задачей совершенствования инструментов научно-технологической политики на современном этапе является ориентирование исследований и разработок на получение общественно значимых результатов, в том числе на создание востребованных инновационных продуктов и технологий. Ее решение требует соответствующего развития системы финансовой поддержки науки. Наличие четко выстроенной взаимосвязи между национальными целями, поставленными перед научной сферой в целом, и отдельными инструментами их достижения рассматриваются авторами статьи как необходимое условие эффективного управления данной областью. В работе проводится анализ ключевых инструментов финансирования НИОКТР с точки зрения подходов к обеспечению их результативности. Показана необходимость увязки объемов финансирования с достигаемыми результатами, сформулированы конкретные предложения по решению этой задачи, в том числе основанные на оценке уровней готовности технологий.
Ключевые слова: научно-технологическая политика, инструменты финансирования НИОКТР, показатели результативности, уровни готовности технологий, государственная программа
JEL: O31, O32, O38
Для цитирования: Ястребова О. К., Карасев О. И. Инструменты финансирования и результаты в сфере НИОКТР // Финансовый журнал. 2023. Т. 15. № 4. С. 27–42. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2023-4-27-42.
© Ястребова О. К., Карасев О. И., 2023

Подробнее ...

Б. И. Алехин
Монетарная бедность и образование в России
, с. 43-62
Аннотация
Отечественная экономическая литература о бедности изобилует эмпирически неподтвержденными заявлениями о положительной связи между уровнем образования и уровнем жизни. Цель настоящего исследования — обнаружить эмпирические свидетельства такой связи в панельных данных по 82 субъектам Российской Федерации за 2000–2021 гг. С этой целью мы оценили параметры панельного коинтегрирующего уравнения методом динамических наименьших квадратов и обнаружили высокую и статистически значимую отрицательную зависимость показателей абсолютной и относительной бедности по высшему уровню образования трудоспособного населения регионов. Также выполнен тест Думитреску — Херлина на парную причинность, который показал, что рост уровня образования не является причиной роста абсолютной монетарной бедности, а рост абсолютной монетарной бедности вызывает рост уровня образования, так как люди стараются предотвратить бедность путем повышения образовательного уровня. Результаты этих эконометрических процедур позволяют утверждать, что цель данного исследования достигнута.
Ключевые слова: монетарная бедность, образование, коинтеграция, регион, Россия
JEL: I24, C23
Для цитирования: Алехин Б. И. Монетарная бедность и образование в России // Финансовый журнал. 2023. Т. 15. № 4. С. 43–62. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2023-4-43-62.
© Алехин Б. И., 2023

Подробнее ...

А. И. Денисова, Д. А. Созаева, К. В. Гончар, Г. А. Александров
Совершенствование методологии оценки экономической эффективности государственных закупок
лекарственных средств
, с. 63-81
Аннотация
В исследовании поднимается вопрос об оценке эффективности государственных закупок, в особенности закупок лекарственных препаратов. Эта тема представляется актуальной, поскольку значительная часть государственного финансирования направляется именно в систему здравоохранения, а качество организации закупочной деятельности напрямую влияет на работу учреждений, непосредственно оказывающих медицинскую помощь населению, то есть больниц и поликлиник. В связи с этим особую значимость приобретает совершенствование методологии оценки экономической эффективности государственных закупок и в частности закупок лекарственных препаратов, что является целью исследования. В работе приводятся результаты статистического анализа, которые доказывают необходимость разработки методологии, учитывающей объемы несостоявшихся закупок с целью оценки их эффективности. Отдельно исследовался вопрос повторных закупок, поскольку информация о них позволила бы делать выводы о существующих закономерностях при проведении тендеров и причинах признания закупки несостоявшейся. Методическая новизна связана с описанием подхода к формированию выборки для исследования и алгоритма выявления повторных закупочных процедур. Все расчеты сделаны на реальных данных о закупках в рамках Федерального закона № 44-ФЗ за 2021–2022 гг., агрегированных из Единой информационной системы в сфере закупок. Практическая значимость результатов исследования обусловлена статистическим анализом масштабов несостоявшихся и повторных закупок в разрезе регионов, лекарственных препаратов и фармакотерапевтических групп. На основании проведенного анализа даны примерные стоимостные оценки скрытых затрат (ущерба) государственного бюджета, связанные с повторной организацией и проведением торговых процедур. Результаты работы могут быть использованы для дальнейших научных исследований в области эффективности государственных закупок, а также для совершенствования государственной политики в сфере закупок и обеспечения лекарственными средствами.
Ключевые слова: государственные и муниципальные закупки, эффективность государственных закупок, закупки лекарственных препаратов, повторные закупки, несостоявшиеся закупки, анализ больших данных
JEL: C55, C81, C40, H57, I18
Благодарности: Исследование выполнено на базе ФГБОУ ВО «Государственный университет управления» в сотрудничестве с «Росэлторг Лабораторией» (АО «Единая электронная торговая площадка»). Коллектив авторов благодарит сотрудников компании АО «Единая электронная торговая площадка» за поддержку исследовательской деятельности.
Для цитирования: Денисова А. И., Созаева Д. А., Гончар К. В., Александров Г. А. Совершенствование методологии оценки экономической эффективности государственных закупок лекарственных средств // Финансовый журнал. 2023. Т. 15. № 4. С. 63–81.
https://doi.org/10.31107/2075-1990-2023-4-63-81.
© Денисова А. И., Созаева Д. А., Гончар К. В., Александров Г. А., 2023

Подробнее ...

Т. И. Виноградова
Инструментарий зеленого бюджетирования и практический опыт его использования
, с. 82-97
Аннотация
Россия ориентирована на достижение Целей устойчивого развития ООН и формирует свою климатическую стратегию. В марте 2023 г. Правительство РФ утвердило Национальный план мероприятий второго этапа адаптации к изменениям климата на период до 2025 г. Государственный бюджет является главным инструментом достижения политических целей государства, и поэтому для реализации государственной политики защиты окружающей среды и противодействия изменению климата внедряется зеленое бюджетирование (green budgeting). Целью данной статьи является актуализация представлений о зеленом бюджетировании, систематизация инструментов такого бюджетирования в рамках общей концепции зеленого бюджетирования с учетом зарубежного опыта их применения. Автором использованы общенаучные методы, в частности методы анализа и обобщения актуальной научной литературы, правовой информации и публикаций международных организаций. Сделаны следующие выводы. Государственная бюджетная система позволяет минимизировать неблагоприятные для окружающей среды виды экономической деятельности при создании возможности отслеживания, анализа, оценки и корректировки бюджетных расходов с использованием инструментов зеленого бюджетирования. Зеленое бюджетирование не требует перестройки системы управления государственными финансами; необходимым условием для его практического использования является наличие заботы об окружающей среде в числе государственных национальных целей.
Ключевые слова: зеленый бюджет, зеленое бюджетирование, зеленое управление общественными финансами, климатическое бюджетирование, зеленая маркировка, оценка воздействия на экологию, аудит зеленых расходов
JEL: F53, F64, H61, H72, Q01, Q51
Для цитирования: Виноградова Т. И. Инструментарий зеленого бюджетирования и практический опыт его использования // Финансовый журнал. 2023. Т. 15. № 4. С. 82–97. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2023-4-82-97.
© Виноградова Т. И., 2023

Подробнее ...

Ж. А. Мингалева, И. А. Никитина, И. А. Круглова
О целесообразности использования Индекса экологической эффективности для оценки
уровня социально-экологического развития российских регионов
, с. 98-111
Аннотация
Принятие инвестиционных решений многими частными и институциональными инвесторами осуществляется с учетом информации (текущих оценочных значений, прогнозов, тенденций), содержащейся в регулярно публикуемых ведущими международными финансовыми и регулирующими организациями (МВФ, МБРР, ООН) различных рейтингов стран, позволяющих инвесторам оценить уровень риска и доходности инвестирования в различные проекты в этих странах. В статье проведен анализ Индекса экологической эффективности (EPI) с точки зрения возможности его использования как инструмента анализа и оценки успешности достижения целей устойчивого социально-экологического развития российских регионов. Цель данной статьи состоит в анализе целесообразности применения Индекса экологической эффективности и его отдельных элементов как части комплексного подхода к оценке социально-экологического развития России и отдельных регионов. Проведен анализ изменений методики расчета Индекса экологической эффективности за весь период его составления; проанализирована динамика показателей, направлений и блоков, составляющих Индекс, дана оценка их адекватности географическим и отраслевым особенностям социально-экологического развития. В результате выявлены чрезвычайно высокий уровень политизированности Индекса, несоответствие методики его расчета реальным условиям экономического развития России. Доказана нецелесообразность его применения в настоящих условиях для оценки социально-экологического развития российских регионов, для построения рейтинга их устойчивого развития, для разработки критериев оценки эффективности экологических программ и проектов, в том числе в области зеленых и экологических инвестиций.
Ключевые слова: социально-экологическое развитие, сравнительный анализ, Индекс экологической эффективности, индикаторы оценки
JEL: Q54, Q56, Q58, Q52
Благодарности: Статья подготовлена в рамках реализации ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС)» программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030».
Для цитирования: Мингалева Ж. А., Никитина И. А., Круглова И. А. О целесообразности использования Индекса экологической эффективности для оценки уровня социально-экологического развития российских регионов // Финансовый журнал. 2023. Т. 15. № 4.
С. 98–111. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2023-4-98-111.
© Мингалева Ж. А., Никитина И. А., Круглова И. А., 2023

Подробнее ...

И. В. Кивико, Н. И. Малис
Налоговая политика Республики Крым: снижение дотационности региона
, с. 112-122
Аннотация
Современное состояние российской экономики характеризуется значительной дифференциацией регионов по уровню социально-экономического развития, что предопределяет наличие большого количества дотационных регионов, не имеющих достаточной доходной базы для обеспечения расходов бюджета собственными источниками. К таким регионам относится и Республика Крым. В настоящее время в республике вырабатываются основанные на анализе экономической ситуации меры повышения собственных доходов регионального и местных бюджетов, которые хотя и не обеспечивают пока бюджетной достаточности, но уже дают положительные результаты. Республика Крым является дотационным регионом, и по объективным причинам уровень дотационности в ближайшее время существенно снизить не удастся, поскольку выполнение показателей, отраженных в Законе Республики Крым «О стратегии социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года», не представляется реальным. Несомненно, расширение доходной части регионального бюджета должно базироваться на повышении уровня управляемости налоговым потенциалом, связанным с динамикой экономического развития. Уникальные географические, ресурсные и природно-климатические условия Республики Крым позволяют проводить широко диверсифицированную политику экономического развития и, соответственно, региональную налоговую политику. Основываясь на особенностях территориального положения и большого количества санаторно-курортных и рекреационно-оздоровительных комплексов республики, можно сформировать программу краткосрочных мероприятий наращивания налоговой базы по специальным налоговым режимам, НДФЛ и другим налогам, обеспечивающим каскадный эффект деловой активности физических лиц и субъектов МСП. Полное или частичное решение проблемы сезонности активного использования туристической инфраструктуры позволит нарастить налоговый потенциал и, в свою очередь, снизить дотационную зависимость Республики Крым от федерального центра. Резервы реализации налогового потенциала Республики Крым лежат в области расширения круга легальных налогоплательщиков, максимально возможной регистрации объектов налогообложения, пересмотра налоговых льгот с позиций их эффективности.
Ключевые слова: Республика Крым, бюджет, налоговое стимулирование, валовой региональный продукт, прибыль, малое предпринимательство, налоговый потенциал
JEL: G28, D63, D78
Для цитирования: Кивико И. В., Малис Н. И. Налоговая политика Республики Крым: снижение дотационности региона // Финансовый журнал. 2023. Т. 15. № 4. С. 112–122. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2023-4-112-122.
© Кивико И. В., Малис Н. И., 2023

Подробнее ...

A.Yu. Mikhaylov, V. Khare, S. E. Uhunamure, Ts. Chang, D.I. Stepanova
Bitcoin Price Short-term Forecast Using Twitter Sentiment Analysis
, p. 123-137
Abstract
The goal of the article is to develop an innovative forecasting approach based on the Random Forest and fuzzy logic models for predicting crypto-asset prices (IFSs, PFSs, q-ROFSs). The baseline forecast horizon is 90 days (additional horizons are 30, 60, 120 and 150 days), which allows to estimate the significance of the chosen features and the impact of time on the forecast accuracy. The paper proposes an optimal data selection approach for the Random Forest and fuzzy logic models to improve the prediction of the daily closing price of Bitcoin, using online social network activity, trading parameters, technical indicators, and data on other cryptocurrencies. This paper utilizes a tree-based machine learning prediction and a fuzzy logic model for Bitcoin. The article attempts to prove that automated Bitcoin forecasting using machine learning algorithms is very effective for the cryptocurrency market. Nevertheless, the latter is characterized by high volatility, significant rate hikes of the most liquid cryptocurrencies (mainly Bitcoin). Therefore, investments in cryptocurrencies, especially long-term ones, involve significant risks. This defines the paper’s significance for investors and regulators. As shown by simulation studies of data selection approaches generalizing the accuracy performance of the Random Forest and fuzzy logic models to real preferences of forecasting, even under significant noise measurements, the proposed selection approach leads to fast convergence of estimates. The accuracy of the model’s results exceed 85.21 on a 90-day time horizon.
Keywords: cryptocurrency, investor behavior, Bitcoin, inflation, Twitter sentiment
JEL: D53, E31, E44, F21
For citation: Mikhaylov A.Yu. et al. (2023). Bitcoin Price Short-term Forecast Using Twitter Sentiment Analysis. Financial Journal, 15 (4), pp. 123–137.
https://doi.org/10.31107/2075-1990-2023-4-123-137.
© Mikhaylov A.Yu. et al., 2023

Подробнее ...

«Финансовый журнал» Том 15 №3 2023

СОДЕРЖАНИЕ

С. Д. Шаталов, М. Р. Пинская, В. А. Прокаев, К. Н. Цаган-Манджиева
Концепция рентного налогообложения добычи и извлечения твердых полезных ископаемых
, с. 9-24
Аннотация
В статье рассмотрены концептуальные подходы к налогообложению природопользования. Целью статьи является выявление налоговых рисков государства при реализации различных сценариев изъятия горной ренты и обоснование методологии ресурсного налогообложения при добыче и переработке твердых полезных ископаемых, основанной на принципе налоговой справедливости. Выявлены факторы возникновения налоговых рисков государства при реализации им суверенного права на горную ренту. Сформулированы требования к налоговой системе, соблюдение которых позволит учесть факторы налоговых рисков государства. Определены преимущества и недостатки отдельных фискальных платежей за добычу минерального сырья. Аргументировано, что ресурсный налог должен строиться на основе приведенной стоимости, рассчитываемой как чистый дисконтированный доход инвестора за все время существования проекта. Предложен механизм налогообложения горной ренты, который увеличил бы поступления в бюджет, сохранив при этом стимулы добывающих компаний к инвестициям в геологоразведочные работы. Показаны основные развилки в конструкции такого налога на рентный доход.
Ключевые слова: горная рента, НДПИ, налог на дополнительный доход, многокомпонентная комплексная руда, твердые полезные ископаемые
JEL: D60, E20, L10, Q38
Для цитирования: Шаталов С. Д., Пинская М. Р., Прокаев В. А., Цаган-Манджиева К. Н. Концепция рентного налогообложения добычи и извлечения твердых полезных ископаемых // Финансовый журнал. 2023. Т. 15. № 3. С. 9–24. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2023-3-9-24.
© Шаталов С. Д., Пинская М. Р., Прокаев В. А., Цаган-Манджиева К. Н., 2023

Подробнее ...

Д. Ю. Федотов
Фискальная роль особых пошлин на импортные товары
, с. 25-40
Аннотация
В статье рассмотрены применяемые в мировой практике меры таможенного регулирования внешней торговли. В связи с либерализацией мировой торговли большинство стран сокращает применение мер таможенно-тарифного регулирования, компенсируя их введением особых пошлин на импортные товары. Целью исследования является анализ международной практики применения особых пошлин на импортные товары. Отдельно был проведен анализ использования особых пошлин против стран ЕАЭС, а также странами ЕАЭС в отношении импортируемых товаров. Особое внимание было уделено оценке степени реализации фискальной функции особых пошлин. Гипотезой исследования является предположение о том, что особые пошлины играют незначительную фискальную роль в доходах государственного бюджета. Анализ практики применения особых пошлин был проведен на основе данных Всемирной торговой организации и органов Казначейства России. В ходе работы применялись экономико-логические приемы сравнения, детализации, а также балансовый метод. В результате исследования было установлено, что чаще всего для регулирования импорта иностранных товаров используют антидемпинговые пошлины, на долю которых приходится две трети всех особых пошлин. Россия ввела 25 защитных мер на товары, импортируемые из других стран, а против российских товаров действует 93 защитные меры. Особые пошлины в настоящее время имеют небольшое значение в доходах федерального бюджета России, в 2021 г. их соотношение с ввозными таможенными пошлинами составило 1,5%. В то же время был выявлен устойчивый рост особых пошлин, за последние десять лет их поступление увеличилось в 13 раз. Для повышения фискальной роли особых пошлин целесообразно изменить порядок их распределения между странами ЕАЭС таким образом, чтобы вся сумма особых пошлин на импортные товары зачислялась в бюджет той страны, которая инициировала их введение.
Ключевые слова: нетарифное регулирование внешней торговли, особые пошлины, доходы бюджета, антидемпинговые меры, компенсационные меры, ввозные таможенные пошлины
JEL: F13, H87
Для цитирования: Федотов Д. Ю. Фискальная роль особых пошлин на импортные товары  // Финансовый журнал. 2023. Т. 15. № 3. С. 25–40. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2023-3-25-40.
© Федотов Д. Ю., 2023 

Подробнее ...

В. В. Громов
Оценка комплементарности льготных налоговых режимов Сахалинской области
, с. 41-58
Аннотация
Государственное регулирование процессов антропогенного воздействия на природу, включая политику ограничения выбросов парниковых газов, предполагает оказание поддержки тем предприятиям, которые направляют инвестиции на реализацию климатических проектов. Их востребованность подтверждается той задачей, которая была поставлена Арктическим советом под председательством России перед Международной конференцией по вопросам изменения климата и таяния вечной мерзлоты, проведенной в Якутске 22–24 марта 2023 г., — найти обоснованные, практические решения для адаптации глобальной экономики к таким изменениям. В рамках налоговой политики готовым решением является пакет налоговых льгот, разработанных Минэкономразвития России для участников климатических проектов. Согласно проекту их поддержка должна включать в себя ряд налоговых освобождений (по НДС, налогу на прибыль и НДФЛ). Вместе с тем многообразие налоговых режимов инвестиционного характера, установленных в прежние годы, делает неочевидным введение новых налоговых льгот ввиду предположения об их избыточности. Ведь и те и другие имеют сходство в том, что ориентированы на рост инвестиционной активности в регионе. Исходя из этого, цель статьи заключается в том, чтобы на основе комплексного сравнительного анализа спроектированных льгот и действующих льготных налоговых режимов ответить на вопросы о том, насколько обоснованным было бы решение об очередном расширении перечня налоговых льгот из соображений стимулирования климатических проектов и можно ли использовать имеющиеся стимулы вместо того, чтобы вводить новые. Для обеспечения полноты и практической значимости выводов анализ выполняется в разрезе конкретного субъекта РФ, в качестве которого выбрана Сахалинская область. Среди других российских регионов она выделяется повышенным уровнем получаемой налоговой поддержки, равно как и реализацией пилотного проекта по достижению углеродной нейтральности, и потому является репрезентативной для проверки гипотезы. Гипотеза исследования строится на тезисе о том, что новые налоговые льготы могут усложнить российскую налоговую систему, однако не пересекают сферу применения других режимов, а, наоборот, дополняют ее. Результаты показывают, что климатические проекты, отличаясь по целям и направлениям инвестиций, требуют применения особых подходов в налоговой политике, поскольку, в частности, создают полезный экономический эффект не в виде производства товаров и получения прибыли, а в виде сокращения выбросов парниковых газов и возможностей выхода инвестора на рынок углеродных единиц.
Ключевые слова: выбросы парниковых газов, климатическая политика, налоговая льгота, налоговая политика, налоговый режим, эксперимент, Сахалинская область
JEL: E62, Q54, R11
Для цитирования: Громов В. В. Оценка комплементарности льготных налоговых режимов Сахалинской области // Финансовый журнал. 2023. Т. 15. № 3. С. 41–58. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2023-3-41-58.
© Громов В. В., 2023

Подробнее ...

А. А. Пугачев
Влияние уровня и структуры налогового бремени на неравенство граждан
, с. 59-77
Аннотация
Цель исследования — определение влияния структуры и уровня налогового бремени на неравенство граждан на примере стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Гипотеза исследования — структура и уровень налогового бремени оказывают влияние на неравенство граждан. Тестирование гипотезы проведено с помощью корреляционно-регрессионного анализа зависимости уровня неравенства граждан от структуры налогового бремени посредством ее декомпозиции по отдельным налогам. В качестве показателей неравенства выбраны коэффициент Джини и доля доходов десятой децильной группы. Расчеты проведены с использованием пакета «Анализ данных» в MS Excel для 2000 и 2020 гг. на основе статистических данных Всемирного банка и ОЭСР. Сформированный для исследования Data Set содержит около 1 тыс. показателей. Наиболее тесная связь с неравенством сложилась у доли всех налогов в ВВП: она на 53–74% объясняет динамику уровня неравенства. Тяжесть налогового бремени оказывает более существенное воздействие на неравенство, чем его структура. Сокращение или рост доли налога в структуре налогового бремени характеризует ослабление или усиление влияния этого налога на неравенство. Изменение структуры налогового бремени в странах ОЭСР в 2020 г. по сравнению с 2000 г. способствовало сглаживанию неравенства граждан за счет наращивания доли подоходного налога при сокращении доли косвенных. Зависимость между показателями налогового бремени и неравенством является нелинейной. Она вписывается в концепцию А. Лаффера. Установление вида этой зависимости позволит решить задачи оптимизации структуры налогового бремени в целях сглаживания неравенства.
Ключевые слова: неравенство граждан, подоходный налог, косвенные налоги, коэффициент Джини, доходы десятой децильной группы, страны ОЭСР
JEL: H21, H24
Финансирование: Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-28-00365, https://rscf.ru/project/23-28-00365/.
Для цитирования: Пугачев А. А. Влияние уровня и структуры налогового бремени на неравенство граждан // Финансовый журнал. 2023. Т. 15. № 3. С. 59–77. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2023-3-59-77.
© Пугачев А. А., 2023

Подробнее ...

И. Ю. Арлашкин
О возможностях налоговой децентрализации в России
, с. 78-90
Аннотация
В условиях структурной перестройки российской экономики особенно важно обеспечить сбалансированность консолидированных региональных бюджетов, в том числе за счет налоговой децентрализации. В статье представлены результаты моделирования перераспределения налоговых доходов между федеральным и региональным уровнями бюджетной системы, при этом цель моделирования заключалась в поиске таких параметров налоговой децентрализации, при которых не ухудшается горизонтальная сбалансированность консолидированных региональных бюджетов. Научная новизна работы состоит в моделировании влияния налоговой децентрализации на уровень дифференциации региональных налоговых доходов по последним доступным данным налоговой и бюджетной отчетности за 2019–2022 гг. В результате было показано, что увеличение нормативов зачисления поступлений в региональные бюджеты по НДФЛ, отдельным компонентам НДПИ, водному налогу и сборам за пользование объектами водных биологических ресурсов до 100% не приведет к значительному увеличению межрегиональной дифференциации налоговых доходов. Перспективы исследования состоят в учете влияния структурной трансформации экономики на территориальное распределение налоговых баз и уровень налогообложения, а также детализации
расчетов по НДФЛ и НДПИ по мере накопления новых данных.
Ключевые слова: перераспределение доходов, налоговая децентрализация, бюджетный федерализм, региональные бюджеты, сбалансированность бюджетов
JEL: H71, H73, H77
Финансирование: статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы государственного задания РАНХиГС.
Для цитирования: Арлашкин И. Ю. О возможностях налоговой децентрализации в России  // Финансовый журнал. 2023. Т. 15. № 3. С. 78–90.
https://doi.org/10.31107/2075-1990-2023-3-78-90.
© Арлашкин И. Ю., 2023

Подробнее ...

Т. В. Тищенко
Международная практика идентификации налоговых расходов
, с. 91-103
Аннотация
При общепринятом в зарубежных юрисдикциях подходе к налоговым расходам как недополученным доходам бюджета вследствие применения отдельных положений налогового законодательства выявляются значительные межстрановые различия в определении, какие из них могут признаваться отклонениями, а какие являются нормой. Единой позиции, какие подходы к определению налоговых расходов могут быть признаны лучшей практикой, пока не выработано, и тема исследования методов идентификации налоговых расходов остается актуальной. Цель данного исследования — выявление принципов и критериев учета налоговых расходов, его теоретическую основу составляют нормативно-правовые акты и подходы к определению нормативной налоговой структуры. Исследование проведено с использованием эмпирических методов, включая синтез, кейсовый сравнительный анализ. В ходе исследования были классифицированы налоговые льготы и преференции и предложены два метода идентификации налоговых расходов — нормативный и условный. Выявлена определенная взаимосвязь понятий налоговых расходов и методов. Рассмотрена международная практика отнесения преференций к налоговым расходам, что содействует пониманию различий в предлагаемых автором методах идентификации. В заключение сделаны выводы о преимуществах и ограничениях в использовании двух методов признания налоговых расходов.
Ключевые слова: налоговые расходы, налоговые преференции, нормативный и условный методы идентификации
JEL: H24, H87
Финансирование: статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы государственного задания РАНХиГС.
Для цитирования: Тищенко Т. В. Международная практика идентификации налоговых расходов  // Финансовый журнал. 2023. Т. 15. № 3. С. 91–103. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2023-3-91-103.
© Тищенко Т. В., 2023

Подробнее ...

М. Ю. Малкина, Р. В. Балакин
Связь финансового и промышленного стрессов с параметрами денежно-кредитной политики в российской экономике
, с. 104-121
Аннотация
В статье исследуется связь финансового и промышленного стрессов в российской экономике 2006–2019 гг., опосредуемая денежно-кредитной политикой государства. Для построения индексов стресса используется ряд индикаторов финансового рынка и промышленного сектора российской экономики. Агрегирование переменных осуществляется с использованием метода главных компонент. Индексы стресса рассчитываются как скользящая разница между стандартным отклонением и средним значением первой главной компоненты. С помощью графического и корреляционного анализа подтверждается, что во время финансовых кризисов происходит рост промышленного стресса в российской экономике, сопровождаемый увеличением кредитных ставок (в том числе ключевой ставки) и масштабов рефинансирования кредитных организаций Банком России. На основе построения ARDL-моделей получены убедительные доказательства положительного влияния как краткосрочного увеличения ключевой процентной ставки, так и более продолжительного роста масштабов рефинансирования кредитных организаций Банком России на снижение финансового и промышленного стрессов в российской экономике, которое, однако, проявляется в разных временных интервалах. Сделан вывод о том, что для совместного управления промышленным и финансовым стрессами, с учетом их взаимодействия и чувствительности к разным инструментам, требуется поиск оптимального сочетания методов денежно-кредитного регулирования. Полученные результаты могут быть полезными при проведении взвешенной денежно-кредитной политики в периоды финансовой нестабильности.
Ключевые слова: российская экономика, индекс финансового стресса, индекс промышленного стресса, денежно-кредитная политика, ключевая ставка, рефинансирование кредитных организаций Банком России
JEL: G01, C58, E44
Финансирование: Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-28-00453, https://rscf.ru/project/23-28-00453/
Для цитирования: Малкина М. Ю., Балакин Р. В. Связь финансового и промышленного стрессов с параметрами денежно-кредитной политики в российской экономике // Финансовый журнал. 2023. Т. 15. № 3. С. 104–121. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2023-3-104-121.
© Малкина М. Ю., Балакин Р. В., 2023

Подробнее ...

З. Х. Срожиддинова
Система государственных финансов: реформа управления, направления совершенствования в Республике Узбекистан
, с. 122-142
Аннотация
Статья посвящена реформе управления государственными финансами в Республике Узбекистан, информативную базу написания которой составили законы, подзаконные акты и большой массив эмпирического информационного материала о системе государственных финансов страны с 1991 г. по настоящее время и ее развитии в соответствии с направлениями и мероприятиями, определенными двумя стратегиями реформы управления государственными финансами Ресблики Узбекистан (2007 и 2020 гг.). В статье показаны актуальность, цель и задачи реформы, описаны этапы развития системы государственных финансов Узбекистана, достигнутые результаты, проблемы и направления ее дальнейшего совершенствования.
Ключевые слова: государственные финансы, реформа управления государственными финансами, фискальная прозрачность, финансовый контроль, инициативное бюджетирование, махалля, бюджет махалли, среднесрочное планирование, стратегическое планирование
JEL: E6, H6, H7
Для цитирования: Срожиддинова З. Х. Система государственных финансов: реформа управления, направления совершенствования в Республике Узбекистан // Финансовый журнал. 2023. Т. 15. № 3. С. 122–142. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2023-3-122-142.
© Срожиддинова З. Х., 2023

Подробнее ...

«Финансовый журнал» Том 15 №2 2023

СОДЕРЖАНИЕ

М. Е. Косов, А. Ю. Чалова, Р. Г. Ахмадеев, Е. В. Голубцова
Федеральный бюджет и бюджетно-налоговая политика государства: макроэкономическая адаптация до 2025 года
, с. 8-26
Аннотация
В статье представлены результаты исследования современной концепции государственной бюджетно-налоговой политики России и возможностей ее реализации в условиях новых глобальных вызовов. С этой целью авторы провели оценку ресурсной базы федерального бюджета Российской Федерации, а также адекватности мер бюджетно-налогового регулирования текущей экономической ситуации. Дополнительно была оценена реалистичность исходных макроэкономических индикаторов, лежащих в основе параметров федерального бюджета 2023–2025 гг., и вероятность их возможного изменения. Ключевые риски недостижения заявленных целей бюджетной и налоговой политики на период 2023–2025 гг. авторы связывают с резким сокращением ресурсной базы федерального бюджета, прежде всего его нефтегазовых доходов, в условиях обострившейся геополитической напряженности и усиления санкционного давления на Российскую Федерацию. Основное внимание уделяется обоснованию подходов по минимизации негативных последствий внешних шоков как для субъектов российской экономики, так и для государственных финансов. При проведении исследования использовались методы статистической обработки данных, факторное моделирование, регрессионный анализ, экспертная оценка. Научная новизна данной работы заключается в оценке влияния новых глобальных вызовов на сбалансированность федерального бюджета России и обосновании подходов к трансформации мер бюджетно-налогового регулирования для реагирования на эти вызовы. Практическая значимость исследования состоит в возможности использования его результатов при разработке государственной бюджетно-налоговой политики на среднесрочный период в условиях резкого изменения сценарных условий формирования федерального бюджета.
Ключевые слова: федеральный бюджет, бюджетно-налоговая политика, фискальная экспансия, налоговые расходы, нефтегазовые доходы, факторная модель, бюджетные правила
JEL: E62
Для цитирования: Косов М. Е., Чалова А. Ю., Ахмадеев Р. Г., Голубцова Е. В. Федеральный бюджет и бюджетно-налоговая политика государства: макроэкономическая адаптация до 2025 года  // Финансовый журнал. 2023. Т. 15. № 2. С. 8–26.
https://doi.org/10.31107/2075-1990-2023-2-8-26
© Косов М. Е., Чалова А. Ю., Ахмадеев Р. Г., Голубцова Е. В., 2023

Подробнее ...

А. Е. Абрамов, А. А. Першин, М. И. Чернова
Подходы к измерению государственного сектора и оценке его эффективности
, с. 27-46

Аннотация
Несмотря на повышение роли государственного сектора в экономике многих стран, критерии и подходы к сравнительному анализу и оценке факторов эффективности компаний с государственным участием все еще остаются неоднозначными, как и методы межстрановых сравнений масштабов присутствия государства в экономике. Целью статьи является систематизация основных подходов к измерениям размеров государственного сектора на примере данных по российской экономике, а также обоснование значимости указанной информации при оценке деятельности компаний разных форм собственности в процессе инвестиций и принятия управленческих решений. Проблемы информационной среды, которые заключаются во фрагментарном характере данных, неполной публикации отчетности компаний и специфике разрозненных баз данных в разных странах, осложняют и искажают эмпирические исследования. Между тем имеются значимые различия между характеристиками деятельности компаний с государственным участием и частных компаний, а также в их инвестиционной привлекательности для инвесторов на финансовом рынке. Международные подходы к решению этих проблем заключаются в формировании сводных и унифицированных баз данных, включении государственных компаний в систему национальных счетов, а также в создании руководств о единых принципах прозрачности и доступности отчетности организаций государственного сектора. Процессы усложнения доступа к информации одновременно с трендом на рост государственного сектора в России увеличивают потребность в разработке единой методики для измерения его масштабов и оценки влияния на экономику, инвестиции и фондовый рынок. Предложенная нами методика и полученные на ее основе результаты позволяют не только всесторонне оценить вклад государственного сектора в создание ВВП и повышение капитализации фондового рынка, но и проводить сравнительные исследования показателей деятельности и доходности акций в компаниях с разной структурой собственности, а также международный эмпирический анализ влияния государственного сектора на экономику стран и финансово-экономические результаты деятельности компаний.
Ключевые слова: компании с государственным участием, государственный сектор, методики оценивания, развивающиеся страны, масштаб государственного сектора
JEL: D20, D60, G38, H82, H83, L30, P20
Для цитирования: Абрамов А. Е., Першин А. А., Чернова М. И. Подходы к измерению государственного сектора и оценке его эффективности  // Финансовый журнал. 2023. Т. 15. № 2. С. 27–46. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2023-2-27-46
© Абрамов А. Е., Першин А. А., Чернова М. И., 2023

Подробнее ...

А. В. Маслов А. В., Швандар К. В.
Новые международные проекты по использованию цифровых валют центральных банков
в трансформации трансграничных расчетов
, с. 47-58
Аннотация
В России в 2023 г. ожидается появление цифрового рубля. Согласно планам он позволит без задержек проводить расчеты по сделкам с цифровыми финансовыми активами, автоматизировать использование смарт-контрактов, а также отслеживать бюджетные расчеты. Использовать российскую цифровую валюту в бюджетных расчетах планирует Министерство финансов РФ. На первом этапе эксперимента по использованию цифрового рубля уже участвует ряд банков, которые тестируют открытие цифровых кошельков на платформе Банка России: пополнение, переводы между гражданами, а также оплату товаров и услуг. Однако открытым остается вопрос, поможет ли цифровой рубль решить архиважную в настоящих условиях задачу — облегчить проведение трансграничных платежей. Пока идет стадия разработки и тестирования, необходимо обратить особо пристальное внимание на вопросы управления рисками, устойчивости системы, на особенности взаимодействия c другими формами фиатных денег и на обеспечение использования цифрового рубля при трансграничных расчетах. В этой статье рассмотрены тестовые проекты, которые нацелены на изучение функционирования основных каналов цифровых трансакций, на выявление проблемных мест и совершенствование современных технологий в сфере трансграничных платежей. Глубокий анализ результатов какого-либо отдельного проекта не является задачей данной статьи, так же как и сравнение этих проектов и подготовка выводов о достигнутых результатах. Предполагалось, что краткое описание отдельных проектов поможет проиллюстрировать активность центральных банков различных стран в этой области. Примером более тщательного изучения некоторых проектов в целях использования существующего опыта может служить «Проект цифровой тенге» (Казахстан). Проведенный анализ показал, что подавляющее большинство существующих проектов инициируют центральные банки, а также международные организации и участники мирового финансовогорынка, активно вовлеченные в международные платежные отношения. Изучение результатов, достигнутых при тестировании проектов, дает нам понимание того, как в ближайшем будущем могут развиваться расчеты в цифровых валютах центральных банков (ЦВЦБ), в том числе трансграничные.
Ключевые слова: трансграничные платежи, цифровые валюты центральных банков, центральные банки, международные расчеты
JEL: G21
Для цитирования: Маслов А. В., Швандар К. В. Новые международные проекты по использованию цифровых валют центральных банков в трансформации трансграничных расчетов  //  Финансовый журнал. 2023. Т. 15. № 2. С. 47–58. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2023-2-47-58
© Маслов А. В., Швандар К. В., 2023

Подробнее ...

А. О.Володина, М. Б. Траченко
Доходность ESG-инвестирования на развитых и развивающихся рынках с учетом временного горизонта
, с. 59-73
Аннотация
Развитие ESG-концепции привело к стремительному распространению финансовых инструментов инвестирования в устойчивое развитие на всех континентах. Целью статьи является исследование привлекательности устойчивого инвестирования на развитых и развивающихся рынках Америки, Европы и Азии, в частности проведение сравнительного анализа доходности рыночных индексов, в основе формирования которых лежат ESG-критерии, и доходности индексов, которые их не учитывают. Особое внимание уделено длительности периода инвестирования: авторами исследована доходность на временных интервалах от года до пяти лет. Объектом исследования выступают фондовые индексы. Предметом исследования является доходность ESG-ориентированных и ESG-нейтральных индексов. В результате сравнительного анализа 28 рыночных индексов, 15 из которых сформированы с учетом ESG-показателей, в период с 2013 по 2022 г. сделан вывод о целесообразности инвестирования в индексные ESG-фонды как на развитых, так и на развивающихся рынках, так как более чем в 50% случаях доходность ESG-индексов выше, чем индексов, не учитывающих критерии устойчивого развития. Инвестиции в ESG-индексы на более длительном временном горизонте характеризуются, как правило, более высокой рентабельностью инвестированного капитала, чем традиционные индексные инвестиции, не ориентированные на устойчивое развитие. Анализ доходности европейского фондового рынка показал недостаточную эффективность ESG-вложений и требует дополнительного анализа повлиявших на это факторов. Перспективным направлением дальнейшего исследования является также анализ взаимного влияния фондовых рынков развитых и развивающихся стран на финансовые ESG-инструменты и индексы. Прикладное значение исследования состоит в возможности использовать результаты проведенного анализа при переориентации российских инвесторов в условиях санкционного давления на фондовые рынки Азиатско-Тихоокеанского региона.
Ключевые слова: ESG, доходность, фондовые индексы, биржевые фонды, устойчивое развитие, инвестиции
JEL: G32
Для цитирования: Володина А. О., Траченко М. Б. Доходность ESG-инвестирования на развитых и развивающихся рынках с учетом временного горизонта // Финансовый журнал. 2023. Т. 15. № 2. С. 59–73. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2023-2-59-73
© Володина А. О., Траченко М. Б., 2023

Подробнее ...

С. И. Чужмарова, А. И. Чужмаров
Налоговое стимулирование инвестиций в зеленые технологии: опыт отдельных стран
, с. 74-89
Аннотация
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью решения проблем фискальной поддержки инвестиций в условиях возрастающих экологических и климатических рисков, которые подталкивают страны формировать налогово-бюджетную политику с учетом климатической повестки, способную обеспечить финансовые интересы правительств и инвесторов. Основная цель статьи — охарактеризовать процессы трансформации национальной налогово-бюджетной политики под влиянием глобальной климатической повестки и налоговых стимулов инвестиций в зеленые технологии. В статье проанализированы источники мобилизуемого развитыми странами финансирования инвестиций, основными из которых являются налоги на выбросы углерода и энергетические налоги. Раскрыты изменения в налоговой политике Российской Федерации, направленные на стимулирование наилучших доступных технологий и НИОКР. Сделаны следующие выводы. Развитые страны активно реализуют фискальные меры поддержки инвестиций в зеленые технологии; тема налоговой трансформации из дискуссионного формата перешла в плоскость практического применения, хотя и не всегда успешного. Сегодня страны внедряют новые стимулы, используют льготное экологическое налогообложение инновационной деятельности энергоемкого сектора, добровольные налоговые соглашения органов власти с инвесткомпаниями, формируют рейтинги на основе единых сопоставимых индикаторов. Российская Федерация отстает от развитых стран в мобилизации финансовых ресурсов для зеленого экономического роста и в развитии фискальных инструментов, доказавших свою эффективность. Сегодня перед нашей страной стоит проблема налогового регулирования технологического развития, которое охватывает стимулирование инвестиций и дестимулирование загрязнения окружающей среды. Следующим перспективным действием, возможно, станет формирование финансовых основ зеленого экономического роста, инвестиций в зеленые технологии.
Ключевые слова: налоговое стимулирование, налоговые льготы, зеленые технологии, инновации, инвестиции, стимулы
JEL: H22, H61
Финансирование: статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы государственного задания СГУ им. Питирима Сорокина.
Для цитирования: Чужмарова С. И., Чужмаров А. И. Налоговое стимулирование инвестиций в зеленые технологии: опыт отдельных стран  // Финансовый журнал. 2023. Т. 15. № 2. С. 74–89. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2023-2-74-89
© Чужмарова С. И., Чужмаров А. И., 2023

Подробнее ...

Ю. А. Тарасова, Е. И. Ляшко
Влияние институциональных факторов на выпуск зеленых облигаций: экскурс в 2021 год
, с. 90-102
Аннотация
ESG-факторы становятся неотъемлемой частью финансовых отношений, повышая тем самым спрос на инструменты ответственного финансирования. Благодаря последним инвестор может не только получать норму доходности, но и вносить вклад в достижение целей устойчивого развития. Одним из таких инструментов являются зеленые облигации, позволяющие привлекать средства под финансирование зеленой деятельности и проектов. На конец 2021 г. совокупный объем выпущенных зеленых облигаций в мире превысил рекордную отметку 1,5 трлн долл. США. Кризисный 2022 г. способствовал пересмотру многих ESG-критериев и актуальности зеленой повестки в целом. Такие изменения могут иметь серьезные последствия для рынка зеленых облигаций, однако их анализ — дело будущего. Целью работы является исследование факторов, которые повлияли на выпуск зеленых облигаций в странах Европы в 2021 г. Проведение корреляционно-регрессионного анализа на выборке из европейских стран позволило сделать вывод о наличии значимой связи факторов экологического регулирования и уровня устойчивости экономики с объемом выпущенных зеленых облигаций.
Ключевые слова: ESG-факторы (принципы), детерминанты выпуска облигаций, механизмы регулирования, устойчивое развитие
JEL: C51, G15, G23
Примечание. Статья подготовлена на основе дипломной работы Ляшко Е. И. «Финансирование устойчивого развития при помощи зеленых облигаций: механизмы регулирования и детерминанты выпуска», 2022 г. https://hse.ru/edu/vkr/627526153
Для цитирования: Тарасова Ю. А., Ляшко Е. И. Влияние институциональных факторов на выпуск зеленых облигаций: экскурс в 2021 год // Финансовый журнал. 2023. Т. 15. № 2. С. 90–102. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2023-2-90-102
© Тарасова Ю. А., Ляшко Е. И., 2023

Подробнее ...

Ю. А. Сплетухов
Экологическое страхование: страховые риски и убытки, подлежащие возмещению
, с. 103-115
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы, связанные с проведением экологического страхования. Ее целью является анализ ряда проблем, решение которых может способствовать повышению роли экологического страхования в возмещении убытков, причиненных загрязнением окружающей среды. Для этого предлагается расширить круг юридических лиц, обязанных предоставлять финансовые гарантии возмещения таких убытков и использовать экологическое страхование как один из механизмов гарантирования убытков. Эффективность предоставляемых путем заключения договоров страхования гарантий можно обеспечить путем регламентирования в отдельном нормативном акте его условий. Для его подготовки требуется рассмотреть некоторые аспекты, связанные с механизмом проведения экологического страхования. В статье, в частности, дается характеристика видов загрязнения окружающей среды и на этой основе делаются выводы о возможности, целесообразности и специфике проведения страхования в отношении каждого из них. Страховым случаем в договорах экологического страхования, по мнению автора, должны являться последствия аварийного, внезапного и непреднамеренного загрязнения, т. е. такого, которое вызвано аварией, катастрофой или другими чрезвычайными событиями техногенного или природного характера. Другая рассмотренная в статье проблема связана с кругом убытков, которые следует включить в объем ответственности страховщиков по договорам страхования, заключаемым в целях предоставления финансовых гарантий возмещения вреда, причиняемого загрязнением окружающей среды. В него должны входить убытки, причиненные страхователем другим юридическим и физическим лицам в виде вреда природным объектам, связанные с осуществлением мер, имеющих целью уменьшить вред, нанесенный страховым случаем. Значительное место в статье уделено особенностям оценки ущерба, подлежащего возмещению страховыми компаниями. Прежде всего это расчет убытков, вызванных нанесением вреда непосредственно природной среде. К полученным результатам в этой части статьи относится вывод о том, что при выборе метода оценки такого вреда следует учитывать преимущественно величину затрат на восстановление окружающей среды.
Ключевые слова: экологическое страхование, страховые риски, убытки, возмещаемый ущерб
JEL: G22
Для цитирования: Сплетухов Ю. А. Экологическое страхование: страховые риски и убытки, подлежащие возмещению  //  Финансовый журнал. 2023. Т. 15. № 2. С. 103–115. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2023-2-103-115
© Сплетухов Ю. А., 2023

Подробнее ...

О. В. Обухова, А. С. Богомазова
Общехозяйственные расходы при оказании государственных услуг в сфере здравоохранения в стационарных условиях
, с. 116-129
Аннотация
Удельные расходы на общехозяйственные нужды в составе базового норматива затрат на государственную услугу в сфере здравоохранения отражают расходы непосредственно объекта инфраструктуры здравоохранения с учетом площади подразделений медицинских организаций,
в которых оказывается государственная услуга, условий оказания медицинской помощи, мощности медицинской организации. Расчет затрат этой части базового норматива, как правило, осуществляется методом наиболее эффективного учреждения или медианным методом. Это приводит к высокой дифференциации значения базового норматива затрат на соответствующую государственную услугу, к искусственному и необоснованному применению поправочных коэффициентов, индивидуализирующих расходы медицинских организаций, что противоречит политике государства по контролю за эффективностью использования бюджетных средств. В статье представлены предложения по изменению методики учета общехозяйственных расходов в структуре норматива финансовых затрат на государственные услуги в сфере здравоохранения на примере государственной услуги «Специализированная медицинская помощь (за исключением высокотехнологичной медицинской помощи), не включенная в базовую программу обязательного медицинского страхования, по профилю “фтизиатрия”», оказываемой в стационарных условиях.
Ключевые слова: общехозяйственные расходы, государственная услуга, государственное задание, здравоохранение, государственные медицинские организации
JEL: Н51, Н54, Н61
Для цитирования: Обухова О. В., Богомазова А. С. Общехозяйственные расходы при оказании государственных услуг в сфере здравоохранения в стационарных условиях  //  Финансовый журнал. 2023. Т. 15. № 2. С. 116–129.
https://doi.org/10.31107/2075-1990-2023-2-116-129
© Обухова О. В., Богомазова А. С., 2023

Подробнее ... 

«Финансовый журнал» Том 15 №1 2023

СОДЕРЖАНИЕ

Б. И. Алехин
Межрегиональные различия в инфляции в свете теории Экли
, с. 8-25
Аннотация
В России инфляция, выраженная индексом потребительских цен (ИПЦ), меняется от региона к региону. Цель данного исследования — ответить на вопрос, существует ли долгосрочная, равновесная зависимость межрегиональных различий в ИПЦ от межрегиональных различий в затратах на производство, реализацию и импорт товаров и услуг. Эта цель вытекает из «надбавочной» теории инфляции Г. Экли (markup theory of inflation), согласно которой инфляция есть надбавка к затратам работодателей и стоимости жизни работников, призванная защитить прибыли и заработки. В эмпирическую модель регионального ИПЦ включены в качестве регрессоров региональные индекс удельных затрат труда, цепной индекс тарифов на грузовые перевозки и индекс стоимости импортной продукции. С эконометрической точки зрения эмпирическая модель — это модель коррекции ошибки (равновесия), построенная на авторегрессионной модели с распределенными лагами. Ее параметры оценены методом объединенных групповых средних на данных по 80 субъектам Российской Федерации за 2000–2020 гг. Полученные результаты не опровергают гипотезу долгосрочной линейной однородности, подразумевающей, что при неизменном ИПЦ рост какого-либо вида затрат приводит в долгосрочном плане к полной адаптации цен к изменившемуся соотношению видов затрат и надбавка не меняется. Хотя теория Экли допускает использование обычных инструментов денежной и фискальной политики для контроля за надбавкой, она считает их неадекватными и позволяет заключить, что региональные власти, используя инструменты промышленной политики, способны сдерживать рост цен в регионе.
Ключевые слова: регион, инфляция, теория Экли, надбавка, затраты, коинтеграция
JEL: C33, C53, E37
Для цитирования: Алехин Б. И. Межрегиональные различия в инфляции в свете теории Экли // Финансовый журнал. 2023. Т. 15. № 1. С. 8–25. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2023-1-8-25.
© Алехин Б. И., 2023

Подробнее ...

П. В. Строев, О. В. Пивоварова, Х. В. Шеожев, А. И. Дудник
Регионы с низкой финансовой устойчивостью: анализ и активизация развития
, с. 26-44
Аннотация
В данной статье представлен анализ социально-экономического развития и бюджетно-финансового положения субъектов Российской Федерации с низкой финансовой устойчивостью. Проанализированы существующие отечественные и зарубежные подходы к пониманию понятия «финансовая устойчивость территории». Обосновано, что к регионам с низкой финансовой устойчивостью относятся субъекты Российской Федерации, имеющие высокий уровень безвозмездных поступлений в структуре регионального бюджета и отстающие по основным экономическим параметрам от среднероссийских. Актуальность исследования заключается в определении проблем, препятствующих экономическому росту таких регионов, а также в разработке мер по совершенствованию межбюджетных отношений. Для проведения анализа и выявления специфики управления данными территориями определена группа регионов с низкой финансовой устойчивостью, имеющих разное географическое положение и степень выраженности данной проблемы (республики Мордовия и Тыва, Забайкальский край, Псковская и Орловская области, Еврейская автономная область), а также применен авторский методический подход, базирующийся на оценке социально-экономической ситуации и бюджетно-финансового положения. В результате определены как общие социально-экономические проблемы (депопуляция, низкий уровень заработной платы, безработица, износ основных фондов, низкая инвестиционная и инновационная активность), так и бюджетно-финансовые (бюджетная несбалансированность, низкий уровень финансовой самостоятельности, долговая нагрузка) для данных субъектов Российской Федерации, а также проблемы, специфичные для каждого из них. Предложены мероприятия для активизации экономического развития и роста доходной базы регионов с низкой финансовой устойчивостью, и сформулированы предложения по совершенствованию
нормативных правовых актов в сфере государственного регионального управления.
Ключевые слова: финансовая зависимость регионов, региональная финансовая устойчивость, экономический рост, региональный долг, бюджетно-финансовое положение, пространственное развитие
JEL: H61, H77, O18, P25, R11, R12, R58
Благодарности: статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы государственного задания Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.
Для цитирования: Строев П. В., Пивоварова О. В., Шеожев Х. В., Дудник А. И. Регионы с низкой финансовой устойчивостью: анализ и активизация развития // Финансовый журнал. 2023. Т. 15. № 1. С. 26–44. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2023-1-26-44.
© Строев П. В., Пивоварова О. В., Шеожев Х. В., Дудник А. И., 2023

Подробнее ...

В. В. Вагин, В. А. Паксиваткина
Гражданские финансы
, с. 45-57
Аннотация
В статье представлен опыт гражданского участия в государственном и муниципальном управлении и финансовые аспекты гражданской самоорганизации в разных странах мира. Определены основные формы финансирования с участием населения в создании и реализации проектов посредством гражданской взаимопомощи. Выявлены российские практики финансового участия граждан в реализации проектов, представляющих совместный интерес: софинансирование проектов инициативного бюджетирования, практики самообложения граждан, софинансирование проектов в рамках реализации отдельных государственных программ и национальных проектов, а также софинансирование проектов на краудфандинговых платформах. На основе проведенного анализа и обзора научной литературы сделан вывод о необходимости определения и описания нового феномена в сфере общественных финансов — «гражданские финансы», под которыми понимаются финансовые аспекты отношений между гражданами, гражданами и государственными институтами в процессе реализации управленческих решений, затрагивающих интересы горожан и сельских жителей.
Ключевые слова: гражданские финансы, инициативное бюджетирование, партисипаторное бюджетирование, гражданское участие в государственном и муниципальном управлении, инициативные платежи
JEL: H70
Для цитирования: Вагин В. В., Паксиваткина В. А. Гражданские финансы // Финансовый журнал. 2023. Т. 15. № 1. С. 45–57.
https://doi.org/10.31107/2075-1990-2023-1-45-57.
© Вагин В. В., Паксиваткина В. А., 2023

Подробнее ...

В. В. Назарова, С. И. Лещев
Исследование моментум-эффекта в динамике цен высоколиквидных акций на российском рынке ценных бумаг
, с. 58–73
Аннотация
В данной работе моментум-эффект рассматривается как ценовая аномалия, вследствие которой портфели активов одного класса, сформированные по критерию доходности, демонстрируют систематическую опережающую динамику генерации прибыли по отношению к заданному бенчмарку (например, к рыночному индексу — IMOEX). Исследование способствует лучшему пониманию моментум-эффекта на российском фондовом рынке. На основе использования данных российского фондового рынка за период 2019–2021 гг. было проанализировано 16 импульсных стратегий и изучены их риски, связанные с рыночной волатильностью. Результаты исследования показывают, что импульсная стратегия приносит положительную прибыль даже при учете трансакционных издержек, имеет более низкую волатильность и более низкий хвостовой риск (tail risk) по сравнению с рыночным индексом.
Ключевые слова: моментум-эффект, моментум-стратегия, портфель активов, российский фондовый рынок, коэффициент Шарпа, доходность актива
JEL: G11, G15
Примечание: в статье использованы материалы ВКР С. И. Лещева.
Для цитирования: Назарова В. В., Лещев С. И. Исследование моментум-эффекта в динамике цен высоколиквидных акций на российском рынке ценных бумаг // Финансовый журнал. 2023. Т. 15. № 1. С. 58–73. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2023-1-58-73.
© Назарова В. В., Лещев С. И., 2023

Подробнее ...

М. А. Моисеева, Т. В. Кулакова
Совершенствование системы государственных закупок: формирование рейтинга подрядных организаций
(на примере дорожной деятельности)
, с. 74-94
Аннотация
Существующие методы определения подрядчика для выполнения работ в дорожном хозяйстве не позволяют в полной мере учитывать его предыдущий опыт работы, что отрицательно сказывается на эффективности осуществления государственных закупок. На основе анализа международного опыта в статье предлагается механизм формирования и использования рейтингов подрядных организаций в дорожно-строительной отрасли. Ключевая идея предлагаемого подхода состоит в разработке интегрального показателя, характеризующего опыт выполнения определенного вида работ подрядными организациями. Предполагается, что данный показатель будет автоматически рассчитываться на основе данных Единой информационной системы в сфере закупок. Предлагаемые изменения позволят повысить эффективность проведения выбора компаний и обеспечить заключение контрактов с подрядчиками, которые обладают нужными компетенциями, чтобы выполнить соответствующие дорожные работы качественно и точно в срок.
Ключевые слова: рейтинг, система государственных закупок, дорожная деятельность, подрядные организации
JEL: R41, R42, R48
Финансирование: статья подготовлена по результатам НИР, выполненной в рамках государственного задания НИУ ВШЭ (рег. номер 121083000018-8).
Для цитирования: Моисеева М. А., Кулакова Т. В. Совершенствование системы государственных закупок: формирование рейтинга подрядных организаций (на примере дорожной деятельности) // Финансовый журнал. 2023. Т. 15. № 1. С. 74–94.
https://doi.org/10.31107/2075-1990-2023-1-74-94.
© Моисеева М. А., Кулакова Т. В., 2023

Подробнее ...

К. Д. Шилов, А. В. Зубарев
Факторы доходности Ethereum как платформы для создания децентрализованных приложений
, с. 95-115
Аннотация
В настоящее время криптовалюты стали практически полноправными участниками пространства финансовых активов, однако сам рынок криптовалют не является однородным, а отдельные криптовалюты могут значительно отличаться друг от друга. Так, например, криптовалюта Ether является второй крупнейшей по капитализации после Bitcoin, однако блокчейны Ethereum и Bitcoin значительным образом отличаются друг от друга по своим функциям и целям. В частности, Ethereum является самой популярной цифровой платформой для создания децентрализованных приложений. Цель данной работы — попытка ответа на вопрос: закладывает ли рынок особенности блокчейна Ethereum в динамику цены криптовалюты Ether? Данный вопрос также непосредственно связан с поиском потенциальных фундаментальных факторов, способных объяснить динамику цены Ether. Основным эконометрическим методом исследования является оценивание моделей обобщенной авторегрессионной условной гетероскедастичности (GARCH). Оценив порядка 15 тыс. различных спецификаций моделей GARCH, где в качестве объясняющих переменных использовались различные метрики использования блокчейна Ethereum, мы получили результаты, что никакие метрики использования сети Ethereum не коррелируют значительным образом с доходностями криптовалюты Ether. Более того, данные метрики не способны также объяснить относительное укрепление/ослабление Ether относительно Bitcoin. Таким образом, мы приходим к выводу, что, несмотря на наличие у блокчейна Ethereum ряда особых функциональных свойств, динамика цены криптовалюты Ether их не отражает.
Ключевые слова: криптовалюты, Ethereum, GARCH, Bitcoin, цифровые активы
JEL: C22, C52, C58, E44, G12
Для цитирования: Шилов К. Д., Зубарев А. В. Факторы доходности Ethereum как платформы для создания децентрализованных приложений // Финансовый журнал. 2023. Т. 15. № 1. С. 95–115. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2023-1-95-115.
© Шилов К. Д., Зубарев А. В., 2023

Подробнее ...

А. В. Тихонова
Развитие налогового стимулирования инвестиций в человеческий капитал
, с. 116-133
Аннотация
В статье рассматриваются основы построения системы налогового стимулирования инвестиций в человеческий капитал, способной обеспечить экономический рост Российской Федерации. Актуальность данного вопроса объясняется тремя обстоятельствами:
во-первых, инвестиции в человеческий капитал являются ключевым инструментом защиты работников от неблагоприятных последствий автоматизации; во-вторых, накопление человеческого капитала тесно коррелирует с неравенством доходов и уровнем бедности; в-третьих, оно представляет собой ключевой фактор стимулирования быстрого экономического роста. Цель исследования — на основе обзора и систематизации отечественной и зарубежной литературы разработать направления развития налогового стимулирования инвестиций в человеческий капитал. В соответствии с целью определены следующие задачи: выявить зоны воздействия налогообложения на формирование человеческого капитала; сформулировать принципы налогового стимулирования инвестиций в человеческий капитал; охарактеризовать налоговые инструменты, стимулирующие рост таких инвестиций; выделить подходы государства к налоговому стимулированию инвестирования в человеческий капитал физических лиц. Проанализирована научная литература в области развития человеческого капитала и инструментов его регулирования, обосновано применение налоговых стимулов. Сформулированы и раскрыты принципы налогового стимулирования инвестиций в человеческий капитал: принцип минимизации рисков, принцип разнонаправленности по субъектам стимулирования, принцип дифференциации по типам и формам человеческого капитала, принцип системности мер государственной поддержки. Представлены три группы налоговых льгот, ориентированные на определенные в исследовании зоны воздействия и учитывающие сформулированные принципы стимулирования инвестиций в человеческий капитал.
Ключевые слова: экономический рост, налоговые льготы, инвестиции в человеческий капитал, налоговая нагрузка, работники, образование
JEL: H24, J24, E24
Благодарности: статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.
Для цитирования: Тихонова А. В. Развитие налогового стимулирования инвестиций в человеческий капитал // Финансовый журнал. 2023. Т. 15. № 1. С. 116–133. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2023-1-116-133.
© Тихонова А. В., 2023

Подробнее ...

«Финансовый журнал» Том 14 №6 2022

СОДЕРЖАНИЕ

М. В. Алексеев, А. В. Корытин, Е. В. Мелкова
Региональная налоговая конкуренция в Канаде, США и России: оценка опыта регулирования
, с. 8-24
Аннотация
Последние изменения в российском налоговом законодательстве, направленные на ослабление налоговых полномочий субъектов Федерации в отношении налога на прибыль, поднимают вопрос о разумной степени ограничения фискальной автономии регионов России и налоговой конкуренции между ними. В статье рассматриваются особенности регулирования внутренней налоговой конкуренции в Канаде и США на основании анализа положений налогового законодательства, связанных с фискальными полномочиями региональных юрисдикций (провинций, штатов). Основное внимание уделено подходам к ограничению вредоносных налоговых практик, наносящих ущерб экономике или бюджетам других регионов. Наличие негативных эффектов внутренней налоговой конкуренции и допустимость мер по ее ограничению подтверждается эмпирическими исследованиями. Рассмотренные страны предпринимают усилия по ограничению внутренней налоговой конкуренции как на уровне межрегиональных договоров, так и на уровне центральных органов власти. Однако практика показывает, что обеспечить реальное выполнение договоренностей на уровне регионов затруднительно, поэтому регулирование со стороны центральной власти имеет ключевое значение. Исходя из этого результата даны рекомендации по принятию мер против вредоносной налоговой конкуренции между регионами России.
Ключевые слова: налоговая конкуренция, региональная конкуренция, региональная налоговая политика, корпоративный налог, налоговые льготы, фискальный федерализм
JEL: H25, H70
Благодарности: статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы государственного задания РАНХиГС.
Для цитирования: Алексеев М. В., Корытин А. В., Мелкова Е. В. Региональная налоговая конкуренция в Канаде, США и России: оценка опыта регулирования // Финансовый журнал. 2022. Т. 14. № 6. С. 8–24. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2022-6-8-24.
© Алексеев М. В., Корытин А. В., Мелкова Е. В., 2022

Подробнее ... 

А. Л. Осмоловская-Суслина, С. Р. Борисова
Доходы региональных бюджетов в начале 2022 г.: основные тенденции и факторы риска
, с. 25-43
Аннотация
Данная работа ставит своей целью рассмотреть первые эффекты внешних шоков 2022 г. на доходы бюджетов субъектов Российской Федерации, а также выявить факторы риска, которые могут привести к снижению поступлений в региональные бюджеты при усилении санкционного давления. Актуальность исследования предопределена временным фактором — с начала кризиса прошло менее года. В статье исследуется динамика доходов региональных бюджетов в 2022 г. в целом, а также проводится более детальный качественный анализ ситуации в одиннадцати регионах, выбранных в соответствии с динамикой бюджетных поступлений в период март–июнь 2022 г. (сразу после введения санкций). В работе показано, что доходы региональных бюджетов уже начали реагировать на санкционный кризис, однако эффект внешних шоков проявляется в различных регионах с разной скоростью. Выявлено, что наиболее подверженным риску видом поступлений является налог на прибыль, а наиболее устойчивым — НДФЛ. Среди основных факторов риска для региональных доходов выделяется роль добывающего сектора в ВРП, товарная и страновая структуры внешней торговли, а также (в меньшей степени) государственная антикризисная поддержка малого и среднего бизнеса.
Ключевые слова: налоги, доходы бюджета, региональный бюджет, бюджетные риски
JEL: E64, H24, H25, H72
Для цитирования: Осмоловская-Суслина А. Л., Борисова С. Р. Доходы региональных бюджетов в начале 2022 г.: основные тенденции и факторы риска // Финансовый журнал. 2022. Т. 14. № 6. С. 25–43. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2022-6-25-43.
© Осмоловская-Суслина А. Л., Борисова С. Р., 2022

Подробнее ...

О. И. Тимофеева
Методология и результаты измерения открытости бюджетов регионов России
, с. 44-58
Аннотация
В начале XXI в. особую актуальность приобрели вопросы открытости (прозрачности) бюджетов публично-правовых образований. Это обусловлено технологическими изменениями (появление интернета) и распространенной формой политического участия в современных государствах (представительная демократия). Актуальной является также задача измерения бюджетной открытости. В настоящее время не существует ее единственного решения. В статье представлены методология и результаты измерения открытости бюджетных данных в субъектах Российской Федерации. Измерение бюджетной открытости регионов осуществляется наоснове специальной методологии. В статье представлены ее основные характеристики и особенности, а также результаты оценки бюджетной открытости всех субъектов Российской Федерации за период с 2013 по 2021 г. В методологии оценки бюджетной открытости регионов России используются новации, позволяющие получить достоверные и качественные результаты. Система оценки работает как механизм, стимулирующий повышение открытости бюджетных данных. За период измерений открытость бюджетов регионов существенно выросла. Однако на данном этапе не все аспекты бюджетной открытости удается измерить. Предстоит совершенствовать методологию и технологию измерения, расширяя охват направлений и повышая качество оценки.
Ключевые слова: бюджет, бюджетный процесс, управление общественными финансами, открытость (прозрачность) бюджета, открытость бюджетных данных
JEL: H61, H70
Благодарности: Статья подготовлена по результатам исследований, связанных с составлением рейтинга субъектов Российской Федерации по уровню открытости бюджетных данных. В 2015–2021 гг. составление рейтинга осуществлялось Научно-исследовательским финансовым институтом (НИФИ) по государственному заданию Министерства финансов Российской Федерации. При подготовке статьи ценные рекомендации получены от руководителя проекта по составлению рейтинга Юрия Викторовича Белоусова.
Для цитирования: Тимофеева О. И. Методология и результаты измерения открытости бюджетов регионов России // Финансовый журнал. 2022. Т. 14. № 6. С. 44–58. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2022-6-44-58.
© Тимофеева О. И., 2022

Подробнее ...

А. И. Лукашов
Совершенствование внутреннего финансового контроля и аудита как механизмов повышения
эффективности использования бюджетных средств
, с. 59-73
Аннотация
В статье рассмотрены вопросы организации и осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в секторе государственного управления. Особую актуальность данная проблематика приобретает в силу регулярно принимаемых решений по ограничению (мораторию) деятельности органов внутреннего государственного финансового контроля. В то же время сложившаяся в стране социально-экономическая ситуация требует увеличения объема бюджетных средств, направляемых на решение важных государственных задач. В таких условиях возрастает значимость внутренних контрольных механизмов, позволяющих обеспечить целевое и эффективное использование бюджетных средств. Вместе с тем результаты аналитических мероприятий, проведенных Федеральным казначейством, свидетельствуют о значительном количестве недостатков со стороны главных администраторов бюджетных средств при организации и осуществлении аудита. В связи с этим в статье проведено комплексное исследование действующей системы внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита с использованием методов анализа результатов, анализа статистических данных и анализа официальных документов. В качестве эмпирической базы исследования были использованы результаты аналитических мероприятий Федерального казначейства, мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета, а также нормативные правовые акты Российской Федерации и ведомственные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, регулирующие вопросы внутреннего финансового контроля и аудита. По итогам исследования разработаны предложения по повышению эффективности системы внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в секторе государственного управления.
Ключевые слова: внутренний финансовый контроль, внутренний финансовый аудит, казначейство, эффективность бюджетных расходов
JEL: M41, M42, M48, H83
Для цитирования: Лукашов А. И. Совершенствование внутреннего финансового контроля и аудита как механизмов повышения эффективности использования бюджетных средств // Финансовый журнал. 2022. Т. 14. № 6. С. 59–73. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2022-6-59-73.
© Лукашов А. И., 2022

Подробнее ...

D. S Leonteva
Using Market Indicators to Refine Estimates of Corporate Bankruptcy Probabilities
, с. 74-90
Abstract
This study investigates an alternative approach to estimating the probability of default. The introduction of credit spreads as market measures of default into an accounting-based model attempts to enhance the predictive power of classical approach models which analyze only balance sheet data. This paper identifies which of the two market measures of credit spread — the Z-spread or the I-spread — has an advantage in the context of robustness of the bankruptcy prediction models. Using two techniques — logistic regression and a gradient boosting machine approach, as well as a sample of annual series of 80 financial ratios for 385 U.S. listed companies which issue corporate bonds — evidence is obtained that the I-spread has higher predictive power in both techniques. The better performance of the I-spread can be explained by the fact that the accuracy of the Z-spread calculation can be misleading because different methods of interpolation of the yield curve are used. In addition, the predictive power of the chosen techniques is also compared. The up-to-date gradient boosting machine framework performs better on the test sample. These findings may encourage managers to implement additional market characteristics in the analysis and apply modern techniques rather than the classic ones — logistic regressions and multiple discriminant analyses models — to predict inconsistency in corporate performance.
Keywords: bankruptcy prediction, credit spreads, logistic regression, gradient boosting machine
JEL: C53, G33
Note: The article is based on the master's paper thesises defended at the Higher School of Economics. Study has been discussed on the XXII April International Academic Conference on Economic and Social Development, Session L-19-2. Corporate Governance and Finance, April 13–30, 2021.
For citation: Leonteva D.S. (2022). Using Market Indicators to Refine Estimates of Corporate Bankruptcy Probabilities. Financial Journal, vol. 14, no. 6, pp. 74–90. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2022-6-74-90.
© Leonteva D.S., 2022

Подробнее ...

V. V. Afanasev, Yu. A. Tarasova
Default Prediction for Housing and Utilities Management Firms Using Non-Financial Data, с. 91-110
Abstract
For many years, financial ratios have been used as predictors of default. However, biases in financial statements of companies in Russia call into question the applicability of this approach. An alternative approach is to use non-financial data in such models. The purpose of this paper is to find out whether non-financial data, such as information related to court trials, unscheduled inspections and firm age, can significantly improve the accuracy of default prediction in the housing and utilities management industry. This part of the services sector is chosen as one of the riskiest industries, in which firm default affects not only conventional stakeholders such as banks, shareholders, employees, etc, but also customers. A dataset of 378 housing and utilities management firms which have faced default and 765 solvent “healthy peers” is used to create and test default prediction models. Logistic regression is used as the classification algorithm. The results suggest that addition of non-financial data can significantly improve the accuracy of default prediction, and moreover, non-financial data can be used exclusively without any financial ratios to create classification models which show acceptable accuracy. The paper contributes to the existing literature by providing new evidence on the benefits of using non-financial data in default prediction models. In addition, we were able to collect a unique dataset of unscheduled inspections and use this data for default prediction, which appears to be the first case of this kind.
Keywords: default prediction, credit risk assessment, housing and utilities management firms, non-financial data
JEL: G33, G21
For citation: Afanasev V.V., Tarasova Yu.A. (2022). Default Prediction for Housing and Utilities Management Firms Using Non-Financial Data. Financial Journal, vol. 14, no. 6, pp. 91–110. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2022-6-91-110.
© Afanasev V.V., Tarasova Yu.A., 2022

Подробнее ...

А. В. Навой
Трансформация роли России в мировой финансовой архитектуре в условиях геополитических вызовов
, с. 111-123
Аннотация
Статья посвящена эволюции мировой финансовой архитектуры в контексте современных геополитических вызовов. Вводится понятийный аппарат мировой финансовой архитектуры (МФА) в увязке со структурой мировой финансовой системы. Обосновывается тезис о трансформации структуры мировой финансовой архитектуры (МФА) в направлении создания параллельного контура управления — неформальных институтов (форумов), действующих в тесной увязке с международными финансовыми институтами, облеченными широкой международно-правовой компетенцией и осуществляющими «мягкое» регулирование глобальных финансовых отношений на основе стандартов и кодексов. Дается оценка места Российской Федерации в МФА, делается вывод о второстепенных позициях России в институтах МФА, намечаются контуры основных трансформаций роли Российской Федерации в МФА в направлении координации деятельности с другими крупными развивающимися экономиками, более активного продвижения национальных интересов в процессе создания кодексов и стандартов, реактивации дискуссии по формированию признанных международных средств платежа, независимых от эмитентов резервных валют.
Ключевые слова: глобализация, международные финансовые организации, международная финансовая архитектура, мировая финансовая система, МВФ, ООН
JEL: F30, F33, F37
Финансирование: Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.
Для цитирования: Навой А. В. Трансформация роли России в мировой финансовой архитектуре в условиях геополитических вызовов // Финансовый журнал. 2022. Т. 14. № 6. С. 111–123. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2022-6-111-123.
© Навой А. В., 2022

Подробнее ...

Л. В. Санникова
Факторы риска использования криптоактивов в России и потенциал для их снижения, с. 124-138
Аннотация
Развитие крипторынка и укрепление его взаимосвязи с мировой финансовой системой обостряет дискуссию о рисках использования криптоактивов для глобальной финансовой системы и для финансовых систем национальных государств. В настоящей статье анализируются основные риски, связанные с криптоактивами, выделяемые как на международном уровне, так и на национальном. К числу таковых отнесены: риски нарушения прав потребителей; риски отмывания доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма; экологические риски; риски для финансовой стабильности. Основной целью исследования является идентификация рисков криптовалют применительно к российскому финансовому рынку, так как, несмотря на их идентичность в силу транснационального характера криптоактивов, воздействие этих рисков на национальные финансовые системы отдельных стран существенно отличается. Пересмотреть устоявшиеся подходы к оценке существующих рисков использования криптоактивов заставляют и финансовые санкции в отношении России.
Как показало проведенное исследование, Россия обладает технологическим и организационным потенциалом, позволяющим смягчить большинство рисков. Объективная оценка существующих рисков и выработка сбалансированных подходов к управлению ими открывает возможности для создания в стране крипторынка и использования криптоактивов в целях преодоления санкционного давления на российский финансовый рынок.
Ключевые слова: криптоактивы, криптовалюты, крипторынок, риски использования криптоактивов, централизованные финансы, децентрализованные финансы
JEL: E52, E58, F33, F36, F38
Для цитирования: Санникова Л. В. Факторы риска использования криптоактивов в России и потенциал для их снижения // Финансовый журнал. 2022. Т. 14. № 6. С. 124–138. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2022-6-124-138.
© Санникова Л. В., 2022

Подробнее ...

Научно-практическое издание

ISSN 2075-1990