«Финансовый журнал» № 2(48) март-апрель 2019
СОДЕРЖАНИЕ
В. В. Громов, Н. С. Милоголов
Упрощенная система налогообложения и единый налог на вмененный доход: цели, проблемы, перспективы, с. 9-21
Аннотация. На протяжении последних лет одним из главных приоритетов российской налоговой политики остается поиск рычагов и возможностей дополнительно снизить налоговую нагрузку на малый бизнес. Увеличение объема налоговых преференций принято отождествлять с ростом числа малых предприятий, однако темпы развития этого сегмента экономики по-прежнему невысоки, в то время как налоговая система утрачивает должную степень простоты и прозрачности. Поэтому предмет исследования составляют проблемы налогообложения малого бизнеса в России. Показано, что специальные налоговые режимы, такие как упрощенная система налогообложения (УСН) и единый налог на вмененный доход (ЕНВД), утратили к настоящему времени свою адресность, поскольку их развитие не имеет под собой внутренней логики и осуществляется главным образом вслед за текущими экономическими вызовами без учета долгосрочных эффектов принимаемых мер. В связи с этим цель исследования — сформулировать рекомендации по совершенствованию УСН и ЕНВД. В статье сделаны и обоснованы выводы о том, что регулярное повышение порогов выручки для доступа к УСН является неперспективным направлением налоговой политики, а применение ЕНВД без ограничений по уровню дохода противоречит целям поддержки малого бизнеса. В совокупности это создает предпосылки для злоупотреблений и потому требует пересмотра отдельных положений налогового законодательства.
Ключевые слова: малый бизнес, налоговые льготы, упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход, специальные налоговые режимы, налоговая политика, налоговая система, дробление бизнеса, налоговые злоупотребления.
JEL: E62, H25, K34
Для цитирования: Громов В. В., Милоголов Н. С. Упрощенная система налогообложения и единый налог на вмененный доход: цели, проблемы, перспективы. Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2019. № 2. С. 9–21.
DOI: 10.31107/2075-1990-2019-2-9-21
А. В. Корытин, Т. А. Малинина
Международный опыт налогообложения движимого имущества организаций, с. 22-36
Аннотация. Многочисленные и неоднозначные изменения в налогообложении движимого имущества организаций в России в 2013–2018 гг. показывают необходимость внимательного изучения данной проблемы, в том числе в контексте международного опыта. В статье рассматриваются особенности налогообложения имущества организаций в странах ОЭСР и БРИКС на основании обширного анализа налогового законодательства этих стран. Особое внимание уделено опыту государств, которые применяют (или применяли ранее) элементы налогообложения движимого имущества. Для каждого такого случая подробно рассмотрено устройство налога, определение налоговой базы и установлено, что на данный момент налог на движимое имущество широко применяется только в России, Японии и США, причем наблюдается тенденция перехода к налогообложению только недвижимости. Поэтому запланированный отказ от налога на движимое имущество в России — это не льгота, а переход к общепринятой и обоснованной норме.
Ключевые слова: налог на имущество организаций, основные средства, налогообложение движимого имущества, налогообложение недвижимости.
JEL: H25
Для цитирования: Корытин А. В., Малинина Т. А. Международный опыт налогообложения движимого имущества организаций. Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2019. № 2. С. 22–36.
DOI: 10.31107/2075-1990-2019-2-22-36
О. В. Богачева, О. В. Смородинов
Актуальные вопросы организации государственного финансирования НИОКР в странах ОЭСР, с. 37-50
Аннотация. В статье рассматривается ряд актуальных проблем, с которыми сталкиваются страны ОЭСР в процессе планирования и осуществления финансирования НИОКР из бюджетных (государственных) источников. Данные проблемы анализируются в контексте задач по повышению эффективности бюджетного финансирования НИОКР. В связи с этим авторы исследуют вопросы применения классификации бюджетных расходов на НИОКР по целям и направлениям государственной политики, использования оптимальных форм и инструментов финансирования НИОКР, увязанных с ожидаемыми непосредственными и конечными (социально-экономическими) результатами, а также разработки действенной методологии оценки эффективности бюджетного финансирования этой сферы в странах ОЭСР. Сделан вывод о заметном расширении набора форм, методов и инструментов бюджетного финансирования НИОКР в период после финансового кризиса 2007–2008 гг., об использовании наряду с традиционными институциональным и проектным финансированием такой формы, как инициатива передовых исследований, и большого числа методов, сочетающих элементы «блоковых грантов» с элементами БОР и конкуренции. Кроме того, сделан вывод о широком распространении комплексного подхода к оценке эффективности бюджетного финансирования НИОКР, в рамках которого эффективность финансирования оценивается на всех этапах планирования и осуществления НИОКР. Полученные результаты могут быть использованы при проведении обзоров бюджетных расходов в сфере НИОКР и в разработке рекомендаций по повышению эффективности государственного управления этой сферой в Российской Федерации.
Ключевые слова: эффективность бюджетных расходов на НИОКР, институциональное финансирование, проектное финансирование, инициатива передовых исследований, функциональная классификация, Руководство Фраскати.
JEL: H50, O30, O38
Для цитирования: Богачева О. В., Смородинов О. В. Актуальные вопросы организации государственного финансирования НИОКР в странах ОЭСР. Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2019. № 2. С. 37–50.
DOI: 10.31107/2075-1990-2019-2-37-50
В. В. Вагин, Н. А. Шаповалова, Н. В. Гаврилова
Мониторинг развития инициативного бюджетирования: методика и практика организации, с. 51-64
Аннотация. Цель настоящего исследования — выработка подходов к мониторингу реализации практик инициативного бюджетирования для сбора данных от региональных органов власти. В статье исследуется опыт российских регионов в области инициативного бюджетирования. Проведен анализ зарубежной литературы в целях выявления оптимального подхода к мониторингу региональных практик. В ходе анализа полученных результатов использован сравнительный метод. Проанализирована эволюция мониторинга с 2015 г., его методология, количественные и качественные индикаторы, охарактеризованы задачи перехода от мониторинга к оценке эффективности практик. По итогам анализа полученных за 2017 г. данных создана типология практик субъектов РФ в разрезе применяемых механизмов участия граждан, выявлены наиболее популярные типы проектов общественной инфраструктуры, выбираемых гражданами. В работе определены сильные стороны мониторинга, а также проблемы и вызовы, связанные с его проведением, в частности невозможность верификации реального участия граждан «кабинетными» способами. Сделаны выводы о текущем развитии практик инициативного бюджетирования в России. Разработанный подход продемонстрировал возможность его дальнейшего практического применения в ходе мониторинга реализации практик инициативного бюджетирования для сбора данных от региональных органов власти и использования в рамках Порядка взаимодействия Министерства финансов РФ и финансовых органов субъектов РФ по формированию Доклада о лучшей практике развития инициативного бюджетирования в субъектах РФ и муниципальных образованиях.
Ключевые слова: партисипаторное бюджетирование, инициативное бюджетирование, вовлечение граждан в управление, прямая демократия, мониторинг, программа инициативного бюджетирования, проект инициативного бюджетирования, мониторинг развития инициативного бюджетирования.
JEL: H72, H76, H79
Для цитирования: Вагин В. В., Шаповалова Н. А., Гаврилова Н. В. Мониторинг развития инициативного бюджетирования: методика и практика организации. Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2019. № 2. С. 51–64.
DOI: 10.31107/2075-1990-2019-2-51-64
С. С. Лазарян, И. В. Никонов, А. И. Вотинов, Е. А. Губкова
Международный опыт применения бюджетных правил: формирование современных концепций, с. 65-80
Аннотация. Согласно теоретическим исследованиям применение бюджетных правил при разработке фискальной политики позволяет улучшить контроль над бюджетным дефицитом и повысить макроэкономическую стабильность. Кроме того, эмпирические исследования эффектов использования бюджетных правил говорят об их позитивном влиянии на долгосрочный экономический рост и состояние бюджета. В то же время практика использования бюджетных правил не всегда позволяла достигать необходимых результатов фискальной политики, что стало причиной многочисленных модификаций и пересмотров правил. В настоящей статье представлена эволюция подходов к разработке бюджетных правил, выделены основные этапы их развития и причины происходящих изменений. На основе данных международных организаций и национальных законодательств стран дана подробная характеристика современных тенденций в выборе правил и их комбинаций. Выявлено, что все большую популярность получают правила, таргетирующие бюджетные расходы, которые обычно применяются в комбинации ограничений на уровень государственного долга и бюджетного дефицита. Важным элементом конструкции современных бюджетных правил стал учет влияния экономического цикла на бюджетные показатели, что позволяет улучшить стабилизационный эффект от их применения.
Ключевые слова: бюджетные правила, фискальная политика, государственные финансы, устойчивость государственного долга, экономические циклы, контрциклическая политика, эффекты политики.
JEL: E62, F01, H60
Для цитирования: Лазарян С. С., Никонов И. В., Вотинов А. И., Губкова Е. А. Международный опыт применения бюджетных правил: формирование современных концепций. Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2019. № 2. С. 65–80.
DOI: 10.31107/2075-1990-2019-2-65-80
С. М. Иващенко
Модели ДСОЭР: проблема трендов, с. 81-95
Аннотация. Во многих ключевых рядах макроэкономической статистики присутствуют тренды (детерминированные и стохастические). Модели динамического стохастического общего экономического равновесия (ДСОЭР) должны учитывать такую особенность данных. Один из распространенных подходов — это удаление тренда из данных экзогенным для модели способом. Целью работы является анализ последствий удаления тренда из данных при помощи экзогенных для модели ДСОЭР преобразований данных. В данном исследовании с теоретической точки зрения показано, что такие действия вносят искажения в модель, за исключением очень специфических условий. Также проведены численные расчеты для оценки последствий таких искажений. Для этого была построена модель ДСОЭР, на основе которой были сгенерированы наблюдения. Далее модель была оценена на основе этих данных с различными формами экзогенных преобразований (включая отсутствие преобразований). Численные расчеты свидетельствуют о многократном ухудшении качества оценок параметров при детрендировании данных (худшие результаты достигаются при использовании популярного фильтра Ходрика — Прескотта). В случае удаления тренда не только из данных, но и из ДСОЭР-модели (использование модели без тренда) оценки параметров ухудшаются еще в несколько раз.
Ключевые слова: ДСОЭР, тренд, HP-фильтр, точность оценок, RMSE.
JEL: C32, E30, E32
Для цитирования: Иващенко С. М. Модели ДСОЭР: проблема трендов. Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2019. № 2. С. 81–95. DOI: 10.31107/2075-1990-2019-2-81–95
С. В. Криворучко
Спрос на деньги и обращение банкнот крупных номиналов: современные тенденции, с. 96-108
Аннотация. Центральные банки различных стран мира выпускают купюры крупного достоинства, реагируя на спрос со стороны населения. Понимание природы потребности в денежных знаках в разрезе номиналов важно для прогнозирования эффективной эмиссии (без избытка или нехватки купюр определенного достоинства). Цель данной работы — выявление монетарных и немонетарных факторов формирования спроса на банкноты крупного номинала с помощью изучения глобального опыта оптимизации структуры наличного денежного обращения. В основу анализа положено сравнение показателей обращения крупных купюр в различных странах и влияющих на них факторов. Выявлено, что в странах с высоким уровнем экономического развития крупные купюры используются в большей мере как средство сбережения, что усиливается в период практически нулевых учетных ставок, в отличие от стран с менее стабильными валютами и более высоким уровнем процентных ставок. Отнесение национальной валюты к списку мировых резервных валют также стимулирует спрос на купюры крупных номиналов, в частности потому что такие валюты имеют хождение в других странах наряду с местными валютами и используются не только для сбережения как более «сильные» валюты, но и для оплаты крупных сделок, в том числе в теневой экономике. Для стран с высокими темпами девальвации национальной валюты характерно последовательное увеличение номинала самой крупной купюры по мере обесценения купюр малого достоинства. В истории реформ денежного обращения в ряде стран известны случаи внезапного аннулирования или замены купюр крупного достоинства для принудительного извлечения населением наличных денег из своих запасов, а также для конфискации нелегальных доходов. Ожидание таких действий со стороны государства может деформировать спрос на наличные деньги. Оптимизация структуры наличных денег позволяет существенно снизить издержки на их обращение. Государство способно стимулировать или ослаблять спрос на купюры крупного достоинства. В рамках борьбы с коррупцией и нелегальной торговлей оправданными выглядят усилия некоторых юрисдикций по выводу из обращения очень крупных банкнот. Крайне важно при этом обеспечивать транспарентность, заблаговременность извещения общественности о принятии таких решений.
Ключевые слова: денежное обращение, поведение, спрос на деньги, наличные деньги, центральный банк.
JEL: E41, E58, D14
Для цитирования: Криворучко С. В. Спрос на деньги и обращение банкнот крупных номиналов: современные тенденции. Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2019. № 2. С. 96–108.
DOI: 10.31107/2075-1990-2019-2-96-108
В. Н. Алексеев, Н. Н. Шарков
Подходы к разработке информационно-регулятивной системы финансовой инфраструктуры, с. 109-121
Аннотация. Цель статьи — сформировать подходы к разработке информационно-регулятивной системы финансовой инфраструктуры в условиях вызовов глобальной конкуренции и определить приоритетный режим ее функционирования. В качестве предмета статьи исследуется информационно-регулятивная система финансовой инфраструктуры. В рамках исследования проведен анализ возможных режимов функционирования информационно-регулятивной системы финансовой инфраструктуры на основании работ российских и зарубежных авторов с применением методов логического, сравнительного и ретроспективного анализа. Сформированы подходы к разработке информационно-регулятивной системы, предложены модели информационных коммуникаций между регуляторами и субъектами финансовой инфраструктуры. Исследованы основные режимы информационно-регулятивной системы финансовой инфраструктуры, определен оптимальный. Представлен авторский набор критериев и индикаторов финансовой безопасности нашей страны, определены пороговые значения индикаторов. Проведена оценка уровня финансовой безопасности России на основании соответствия ее финансовой инфраструктуры критериям и индикаторам финансовой безопасности. Сделан вывод, что запуск информационно-регулятивной системы финансовой инфраструктуры позволит российским регуляторам, законодателям и правоприменителям адекватно отвечать на вызовы международной конкурентной борьбы и воздействовать на риски, обусловленные глобализацией финансовых процессов.
Ключевые слова: финансовая инфраструктура, нематериальная финансовая инфраструктура, адаптация, информационно-регулятивная система, финансовая безопасность.
JEL: F63, F65, G20, G28
Для цитирования: Алексеев В. Н., Шарков Н. Н. Подходы к разработке информационно-регулятивной системы финансовой инфраструктуры. Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2019. № 2. С. 109–121.
DOI: 10.31107/2075-1990- 2019-2-109-121
И. Е. Мизиковский
Формирование плановой калькуляции себестоимости продукции предприятий обрабатывающих отраслей, с. 122-130
Аннотация. Комплексная реализация планово-учетной функции является первостепенной задачей развития эффективного менеджмента производственных ресурсов современного предприятия обрабатывающей отрасли. Решение этой задачи предполагает отказ от шаблонных решений и устаревших подходов, требует заметного изменения стратегии производственной деятельности предприятия. Особое значение приобретают реализация комплексной программы перманентного и сбалансированного снижения себестоимости, обеспечение соблюдения экономически обоснованного режима экономии ресурсов. В этих условиях необходима современная методика планового калькулирования производственной себестоимости продукции (работ, услуг), функционально ориентированная на рациональное использование производственных ресурсов во всех процессах потока создания ценности предприятием. Таким образом, цель исследования — разработка указанной выше методики, максимально развернутой в сторону информационных запросов эффективного менеджмента. В ходе исследования использовались методы наблюдения, измерения, систематизации и классификации сведений о предметной сфере, системный анализ собранных материалов, применение в их обработке структурно-субстратного и процессного подходов. Результатом исследования явилась усовершенствованная автором методика планового калькулирования, интегрированная в информационно-инструментальное пространство предприятия.
Ключевые слова: плановая калькуляция, затраты, себестоимость, учет затрат, планирование, калькулирование, предприятие обрабатывающей отрасли.
JEL: D24, М11, М41
Для цитирования: Мизиковский И. Е. Формирование плановой калькуляции себестоимости продукции предприятий обрабатывающих отраслей. Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2019. № 2. С. 122–130.
DOI: 10.31107/2075-1990- 2019-2-122-130