«Финансовый журнал» Том 14 №5 2022
СОДЕРЖАНИЕ
И. А. Яковлев, Л. С. Кабир, С. И. Никулина
Национальная стратегия финансирования энергоперехода: оценка возможностей и поиск решений, с. 9-24
Аннотация
Настоящая статья посвящена изучению современных тенденций в развитии процесса энергоперехода в Российской Федерации. Этот процесс имеет и положительные, и отрицательные стороны, поэтому нахождение страной своего собственного пути является безусловным фактором успеха. В то же время успешная реализация энергоперехода требует сбалансированных решений по его организации и четкого экономического расчета. Основная цель статьи — систематизировать информацию об имеющемся сегодня опыте в части подходов к организации и выбору инструментов финансирования энергоперехода в Российской Федерации. Представляемый в рамках планируемой модернизационной трансформации экономики энергопереход необходимо рассматривать в системе существующих отношений, чтобы определить его роль и место в этом процессе. В статье проанализированы государственные решения по организации энергоперехода, описаны ключевые аспекты современной энергетической повестки, а также обобщена информация об основных инструментах финансирования энергоперехода. Сделаны следующие выводы. Российская Федерация формирует собственную повестку энергоперехода, исходя из своих конкурентных преимуществ и стратегических приоритетов социально-экономического развития. В настоящее время страна придерживается позиции выполнения договоренностей в рамках Парижского соглашения и адаптирования к трансграничному углеродному регулированию. Система отношений между бизнесом и государством в рамках энергоперехода сегодня только формируется, в то время как в организации механизма финансирования существует определенный опыт и задел, сформированный в процессе финансирования зеленой экономики. Финансовые потоки переориентируются в секторы экономики, способные обеспечить энергетическую безопасность, технологический суверенитет и устойчивое экономическое развитие России.
Ключевые слова: энергопереход, финансирование энергоперехода, организация энергоперехода, стоимость энергоперехода, государственное регулирование, стратегия, устойчивое развитие
JEL: F64, O44, Q54, Q42
Для цитирования: Яковлев И. А., Кабир Л. С., Никулина С. И. Национальная стратегия финансирования энергоперехода: оценка возможностей и поиск решений // Финансовый журнал. 2022. Т. 14. № 5. С. 9–24. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2022-5-9-24.
© Яковлев И. А., Кабир Л. С., Никулина С. И., 2022
И. П. Довбий
Финансовые и экономические условия энергоперехода для национальной экономики, с. 25-42
Аннотация
Настоящее исследование раскрывает финансовые условия и факторы энергоперехода в мире и в России. Цель исследования: охарактери-зовать сущность, содержание, финансовые условия энергоперехода для национальной экономики. Задачи: изучить особенности моделей энергоперехода для развитых и развивающихся стран, рассмотреть влияние устойчивых финансов на процесс энергоперехода, выявить специфические финансовые условия и риски. Установлено, что сформировались две основные концепции энергоперехода, отражающие виде-
ние целей, сроков завершения, условий и форматов финансирования. Анализ глобальных инвестиций в энергопереход показал высокий оптимизм инвесторов: наиболее привлекательным является сектор возобновляемой энергетики, крупнейшим регионом по величине инвестиций стал Азиатско-Тихоокеанский регион, большее количество программ финансирования энергоперехода реализуется в Европейском союзе. Выявлена взаимосвязь между политикой по достижению углеродной нейтральности и феноменом устойчивых финансов, подчиняющихся принципам ESG, что выразилось в отказе ведущих мировых финансовых институтов от финансирования любых проектов в сфере ископаемого топлива, следствием чего может стать усиление требований и прямое давление на энергетический и нефтегазовый секторы развивающихся стран. Обозначены основные финансовые риски и финансовые потери, с которыми может столкнуться российская экономика в процессе энергоперехода. России как крупнейшему экспортеру углеводородов, несмотря на беспрецедентное санкционное давление на финансовую систему и уход крупнейших инвесторов из нефтегазового и электроэнергетического секторов, придется адапти-роваться к новым условиям. Прежде всего это сотрудничество в формате БРИКС, как в энергетическом взаимодействии, так и в совместном финансировании инфраструктурных проектов, в т. ч. в рамках деятельности Нового банка развития БРИКС. В качестве финансовых мер государственной поддержки энергоперехода могут использоваться государственные займы, субсидии, гранты, налоговые льготы и прочее.
Ключевые слова: энергопереход, устойчивые финансы, климатическая повестка, декарбонизация, финансовое сотрудничество БРИКС, ESG-риски
JEL: F65, H23, L94
Для цитирования: Довбий И. П. Финансовые и экономические условия энергоперехода для национальной экономики // Финансовый журнал. 2022. Т. 14. № 5. С. 25–42. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2022-5-25-42.
© Довбий И. П., 2022
Ж. А. Мингалева, М. В. Сигова
Финансовые аспекты реализации четвертого энергоперехода, с. 43-58
Аннотация
Ключевым вопросом успешной реализации любого проекта, программы, стратегии развития является вопрос достаточности и своевременности финансирования всех запланированных мероприятий. Цель настоящего исследования — анализ финансовых аспектов осуществления четвертого энергетического перехода с точки зрения оценки потенциальных и реальных возможностей финансирования различных мероприятий в его рамках. Актуальность темы статьи определяется тем, что в процессе энергетического перехода, осуществляемого в западных странах, прежде всего в странах Европейского союза, сложилось и быстро углубляется противоречие между основными направлениями финансирования разных групп мероприятий по реализации энергоперехода и эффективностью этих вложений. Для достижения цели исследования использованы традиционные методы экономического анализа. В ходе работы были проанализированы особенности финансирования современного энергетического перехода, проведен анализ основных источников финансирования, а также углубленный анализ особенностей финансирования проектов по созданию новых генерирующих мощностей и реализации целей «Зеленой сделки» ЕС. В результате исследования были выявлены основные проблемы и сложности в финансировании энергоперехода, связанные с возможностью аккумулировать финансовые средства в необходимом объеме, с достижением экономической эффективности инвестиционных проектов, особенно крупных, и с финансовым обеспечением их реализации.
Ключевые слова: энергетический переход, зеленая энергетика, зеленая экономика, инвестиционный план «Зеленой сделки», финансирование программ энергоперехода
JEL: Q54, Q56, Q58, Q52
Финансирование: Статья подготовлена в рамках реализации ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС)» программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030».
Для цитирования: Мингалева Ж. А., Сигова М. В. Финансовые аспекты реализации четвертого энергоперехода // Финансовый журнал. 2022.
Т. 14. № 5. С. 43–58. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2022-5-43-58.
© Мингалева Ж. А., Сигова М. В., 2022
L. D. Petrenko, B. Sh. Safarov
Prospects for Nuclear Energy in the Framework of Implementation of the Sustainable Development Concept, c. 59-70
Abstract
The need to create an effective global energy structure that meets the current challenges of sustainable development and the growing demand for electricity implies an expansion of the use of nuclear energy potential and necessitates a more detailed study of the prospects for its development, taking into account the economic efficiency, high technology, environmental friendliness and safety of this method of power generation. The purpose of the study is to reveal features of, and identify opportunities for, the global nuclear power development in the conditions of increasing influence of the concept of sustainable development. The study substantiates the necessity and identifies features of the global nuclear power development, characterized by both intensification of capacity obsolescence processes and high degree of their significance in the overall energy structure under conditions of decarbonization. Given the need to achieve the Sustainable Development Goals, the authors justify the necessity of development and implementation at national levels of financial and economic measures in the design of energy markets, taking into account clean energy and the attributes of energy security of lowcarbon technologies, including nuclear energy, supported by the expansion of direct and indirect state participation. The issues considered have practical significance and social implications in terms of solving socioeconomic and environmental problems.
Keywords: global energy industry, nuclear power, sustainability, green energy, decarbonization
JEL: Н54, O13, P28, Q42, Q56
For citation: Petrenko L.D., Safarov B.Sh. (2022). Prospects for Nuclear Energy in the Framework of Implementation of the Sustainable Development Concept. Financial Journal, vol. 14, no. 5, pp. 59–70. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2022-5-59-70.
© Petrenko L.D., Safarov B.Sh., 2022
С. С. Судаков, С. С. Лазарян, А. И. Вотинов
Трансграничное углеродное регулирование ЕС: оценка будущих платежей для стран-экспортеров, с. 71-88
Аннотация
С 2026 г. ЕС вводит механизм трансграничного углеродного регулирования (ТУР), в рамках которого будет взиматься платеж за углеродоемкость импортируемых товаров в ЕС. Текущая статья посвящена количественной оценке платежей по этому механизму для отдельных стран евразийского региона: стран ЕАЭС, Грузии, Таджикистана и Узбекистана. Выбор стран обусловлен тем, что ЕС занимает относительно высокую долю в экспорте указанных стран. Оценка платежей по механизму трансграничного углеродного регулирования является динамической величиной, так как платежи по ТУР ежегодно изменяются из-за ряда факторов, например, ежегодного изменения взимаемой ставки ТУР за углеродоемкость импортируемых товаров. В соответствии с полученными оценками минимальный совокупный платеж по ТУР за период 2026–2035 гг. приходится на импорт товаров из Армении в ЕС. Он составляет 95,8 млн евро при единичном эффекте переноса платежей по ТУР в конечные цены товаров в ЕС. Наибольший платеж приходится на Россию: он составляет 97 млрд евро при нулевом эффекте переноса за аналогичный период. Наибольшая доля платежей в экспорте в ЕС наблюдается для Узбекистана, Грузии, Таджикистана и Беларуси. Значительная часть суммарных платежей по ТУР приходится на продукцию металлургии (черной и цветной), удобрения, электроэнергию и нефть. Данный тезис нуждается в дополнительной проверке, так как для ряда стран евразийского региона отсутствует открытая, качественная и детальная статистика по углеродоемкости производства отдельных товаров.
Ключевые слова: пограничная углеродная корректировка, торговая политика, климатическая политика, экспорт, санкции, ТУР, ЕАЭС
JEL: F13, H23
Для цитирования: Судаков С. С., Лазарян С. С., Вотинов А. И. Трансграничное углеродное регулирование ЕС: оценка будущих платежей для стран-экспортеров // Финансовый журнал. 2022. Т. 14. № 5. С. 71–88. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2022-5-71-88.
© Судаков С. С., Лазарян С. С., Вотинов А. И., 2022
А. В. Хачатрян
Расхождение в ESG-рейтингах: зарубежные регуляторные тренды, с. 89-104
Аннотация
Исследования показывают, что корреляция между ESG-рейтингами, присвоенными различными агентствами, находится на достаточно низком уровне. Проблематика сопоставимости ESG-рейтингов (часто называемая в академической литературе проблемой их дивергенции), как один из факторов, определяющих направление потоков инвестиций, активно обсуждается в научном и профессиональном сообществе. В связи с этим регуляторы ряда стран уже разработали или выступают с инициативами разработки и введения нормативно-правового регулирования в отношении ESG-рейтинговых агентств. Целью данной статьи является предварительная оценка подходов зарубежных регуляторов к решению проблематики дивергенции ESG-рейтингов путем раскрытия этого феномена и его источников. Внимательное изучение причин расхождения ESG-рейтингов позволяет рассмотреть и оценить выявленные зарубежные регуляторные тенденции в контексте их нацеленности на устранение источников дивергенции. Методология статьи основана на обзоре доступной академической литературы и эмпирических исследований, изучении методологий ESG-рейтингования, а также на сравнительном анализе принятых или предложенных зарубежными регуляторами нормативных требований. Выявлен ряд особенностей подходов к разработке нормативно-правовой базы, которые формируют предпосылки дальнейшего развития правового поля в сфере такого рейтингования. Среди зарубежных тенденций формирования подходов к регулированию ESG-рейтингов выделяется нацеленность на устранение информационных пробелов путем ужесточения требований к отчетности оцениваемых компаний и повышения прозрачности методических подходов рейтинговых агентств. В то же время устранение выявленных основных источников расхождения рейтингов на данном этапе не находится среди задач, на решение которых направлены усилия зарубежных регуляторов.
Ключевые слова: ESG-регулирование, ESG-рейтинг, устойчивые финансы, инвестиционный анализ, финансовый рынок, отчетность
JEL: G11, G24, Q01, Q56
Для цитирования: Хачатрян А. В. Расхождение в ESG-рейтингах: зарубежные регуляторные тренды // Финансовый журнал. 2022. Т. 14. № 5. С. 89–104. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2022-5-89-104.
© Хачатрян А. В., 2022
С. А. Васильев, И. А. Никонова, О. С. Мирошниченко
Банки, финансовые платформы и Big Data: тенденции развития и направления регулирования, с. 105-119
Аннотация
Внедрение в банковскую деятельность технологии больших данных (Big Data) направлено на повышение эффективности банков, улучшение бизнес-процессов, однако формирует новые рисковые факторы, определяет необходимость трансформации регулятивных подходов. Цель исследования — выработка рекомендаций по использованию технологии Big Data в банкинге, с учетом необходимости обеспечения стабильности банковского сектора на макро- и микроуровне, развития финансового рынка. Установлено, что технология Big Data применяется в управлении банковскими рисками, в развитии взаимоотношений с клиентами, в разработке персонализированных продуктов, в снижении затрат. Применение Big Data определяет новые требования к компетенциям персонала. В результате анализа обоснована необходимость сотрудничества банков, операторов финансовых платформ со специализированными поставщиками облачных сервисов, программного обеспечения, а также финтех-компаниями. Выявлено, что при реализации технологии Big Data повышается значимость модельного, репутационного рисков, рисков третьей стороны, неэтичного поведения, кибербезопасности. Банкам при использовании технологии Big Data рекомендовано обособлять функцию управления данными; регулятору — расширить регулятивные принципы и подходы к использованию данных и обмену ими при построении, валидации, корректировке банковских моделей, основанных на этой технологии, к использованию банками, операторами финансовых платформ открытых данных (Open data), к сертификации специализированных поставщиков, взаимодействующих с банками. Законодателю рекомендуется разработать нормативно-правовую базу, регулирующую формирование и использование экономическими агентами открытых данных.
Ключевые слова: Big Data, банк, финансовая платформа, финтех, открытые API, модельный риск, Open banking
JEL: G21
Финансирование: Статья подготовлена в рамках реализации ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС)» программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030».
Для цитирования: Васильев С. А., Никонова И. А., Мирошниченко О. С. Банки, финансовые платформы и Big Data: тенденции развития и направления регулирования // Финансовый журнал. 2022. Т. 14. № 5. С. 105–119. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2022-5-105-119.
© Васильев С. А., Никонова И. А., Мирошниченко О. С., 2022
В. Ю. Черкасов
Эволюция валютного регулирования и контроля в России и перспектива продолжения либерализации валютного законодательства, с. 120-137
Аннотация
По истечении тридцатилетия непрерывной эволюции, после концептуальной реформы в 2004–2007 гг. и последующих смягчений российская система валютного регулирования пришла к точке, когда многие административные барьеры уже сняты, отменяются обязанности резидентов по репатриации выручки от экспорта товаров, кроме валютной выручки от сырьевого экспорта; бюрократические процедуры оптимизированы. На этом рубеже поднимается вопрос о том, какие еще шаги в области либерализации валютного регулирования могут быть предприняты, прежде всего для достижения как никогда актуальной цели развития несырьевого экспорта. В статье анализируются задачи регулирования, дано описание эволюции системы, рассмотрены мнения экспертов относительно курса реформ и в заключение предложен взгляд на рациональные перспективы реформирования системы. Основная проблема — продолжение и расширение автоматического обмена финансовой информацией между налоговыми органами России и зарубежных стран, который, в частности, способствовал бы ограничению фискальных рисков при ликвидации оставшихся обязанностей резидентов по репатриации.
Ключевые слова: валютное регулирование, либерализация, репатриация, иностранные счета, обмен фискальной информацией
JEL: F38, O23, O24
Для цитирования: Черкасов В. Ю. Эволюция валютного регулирования и контроля в России и перспектива продолжения либерализации валютного законодательства // Финансовый журнал. 2022. Т. 14. № 5. С. 120–137. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2022-5-120-137.
© Черкасов В. Ю., 2022