Научно-практическое издание

ISSN 2658-5332

«Финансовый журнал» Том 15 №6 2023

СОДЕРЖАНИЕ

А. Л. Осмоловская-Суслина, С. Р. Борисова
Несырьевые поступления в консолидированный бюджет: анализ по видам экономической деятельности
, с. 8-26
Аннотация
Данная работа представляет собой анализ динамики несырьевых доходов консолидированного бюджета Российской Федерации в целом и по видам деятельности. Целью исследования было выявление наиболее и наименее устойчивых в фискальном смысле секторов экономики, а также получение выводов относительно скорости восстановления поступлений в бюджет от разных видов деятельности после кризисов и о влиянии отраслевой структуры доходов на волатильность поступлений. В качестве исходных данных использовались формы налоговой отчетности Федеральной налоговой службы. Был проведен анализ динамики несырьевых доходов консолидированного бюджета РФ (и отдельно налога на прибыль) по основным видам экономической деятельности в реальном выражении за период 2008–2022 гг. Основные выводы работы: колебания несырьевых доходов в значительной степени определяются динамикой платежей от сектора добычи (в особенности добычи нефти), и увеличение доли этого сектора в структуре доходов способствует повышению волатильности поступлений; наиболее устойчив в фискальном смысле сектор обработки, однако именно он является главным источником волатильности налога на прибыль; быстрее всего после кризисов восстанавливаются поступления от сектора финансов; торговля и финансы в среднем оказывают стабилизирующее действие и на общую динамику поступлений, и на налог на прибыль. Результаты проведенного исследования могут быть использованы в том числе при оценке рисков на стадии бюджетного планирования.
Ключевые слова: налоги, доходы бюджета, поступления в бюджет, налог на прибыль, бюджетные риски, отраслевая структура доходов бюджета
JEL: E64, H24, H25, H72
Для цитирования: Осмоловская-Суслина А. Л., Борисова С. Р. Несырьевые поступления в консолидированный бюджет: анализ по видам экономической деятельности // Финансовый журнал. 2023. Т. 15. № 6. С. 8–26. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2023-6-8-26
© Осмоловская-Суслина А. Л., Борисова С. Р., 2023

Подробнее ...

П. Е. Жуков
Бегство капитала из России и возможные источники финансирования расходов бюджета
, с. 27-42
Аннотация
В исследовании рассматривается проблема бегства капитала из России в современных условиях и связанная с ней проблема финансирования расходов бюджета. Обосновывается различие между экспортом капитала и бегством капитала, который происходит в ситуации крайне высоких рисков или неблагоприятного инвестиционного климата. Анализируется платежный баланс России в 2022 г. Производится оценка размера бегства капитала из России в 2022 г. (примерно 232,2 млрд долл. США); показано, что в современной ситуации имеет место именно бегство капитала от политических и экономических рисков. Далее анализируется комплекс сложных проблем финансирования расходов федерального бюджета России в современных условиях. Рассматриваются три возможных механизма финансирования дефицита бюджета (дополнительных расходов) — за счет новых государственных займов, за счет ФНБ и продажи государственных активов и путем введения новых чрезвычайных налогов. Делается вывод, что привлечь новые средства за счет государственных заимствований практически невозможно без значительного повышения расходов бюджета на обслуживание долга и эффектов вытеснения частных заимствований государственными. В завершение работы обосновывается предложение о введении нового гибкого налога на экспорт капитала, который может создать стимулы для инвестирования в российскую экономику и решить проблемы финансирования расходов федерального бюджета в современных условиях.
Ключевые слова: прямые иностранные инвестиции, бегство капитала, экспорт капитала, доходы бюджета, дефицит бюджета, чрезвычайный налог
JEL: F21, G11, H50, H61, H68
Для цитирования: Жуков П. Е. Бегство капитала из России и возможные источники финансирования расходов бюджета // Финансовый журнал. 2023. Т. 15. № 6. С. 27–42. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2023-6-27-42
© Жуков П. Е., 2023

Подробнее ...

А. Паталаха, М. А. Щепелева
Политика по урегулированию банковских кризисов и новая нестабильность
, с. 43-60
Аннотация
Исследование посвящено изучению факторов, значимых для прогнозирования банковских кризисов. Актуальность работы определяется тем, что, несмотря на все усилия по созданию систем опережающих индикаторов, кризисы в банковской сфере продолжают случаться, приводя к негативным последствиям не только в финансовом, но и в реальном секторе экономики. Цель исследования заключается в определении того, как характеристики прошлых банковских кризисов, в частности объем финансовой помощи со стороны государства для поддержки банковской системы, связаны с вероятностью последующих банковских кризисов. Для ответа на этот вопрос мы используем методологию классификационного дерева, которое строим для выборки из 56 стран за период с 2000 по 2021 г. Для прогнозирования банковских кризисов, помимо характеристик прошлых кризисных эпизодов, используются показатели, относящиеся к глубине, структуре, эффективности банковского сектора; институциональные и макроэкономические показатели; индекс макропруденциальной политики. Для проверки на устойчивость результатов произведен отбор предикторов банковских кризисов с помощью байесовского усреднения моделей. В результате анализа было выявлено, что высокой значимостью для прогнозирования банковских кризисов обладает объем государственной поддержки в период прошлого кризиса. Таким образом, наши результаты демонстрируют, что чрезмерный объем государственного вмешательства для стабилизации системы в период кризиса может негативно отразиться на будущей стабильности банковского сектора, главным образом из-за повышения уровня риска недобросовестного поведения.
Ключевые слова: классификационное дерево, банковский кризис, байесовское усреднение моделей, риск недобросовестного поведения
JEL: G01, G17, G28
Финансирование: исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 23-18-00756).
Для цитирования: Паталаха А., Щепелева М. А. Политика по урегулированию банковских кризисов и новая нестабильность // Финансовый журнал. 2023. Т. 15. № 6. С. 43–60. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2023-6-43-60
© Паталаха А., Щепелева М. А., 2023

Подробнее ...

А. А. Цыганов, И. А. Быстроновская
Возможные организационно-экономические схемы индексного страхования в сельском хозяйстве России
, с. 61-75
Аннотация
Риски сельского хозяйства с учетом изменений климата и кризиса глобализации все чаще относят к рискам национальной безопасности. В мировой практике страхование зарекомендовало себя как один из наиболее успешных и стабильных способов управления сельскохозяйственными рисками. В Российской Федерации сельскохозяйственное страхование осуществляется в том числе с государственной поддержкой, что подчеркивает важность управления рисками, присущими аграрной сфере. Однако уровень проникновения страхования в российское сельское хозяйство недостаточен. Индексные подходы к страхованию в сфере сельского хозяйства, а именно страхование, при котором страховые выплаты осуществляются не на основании оценки ущерба, нанесенного объекту страхования, а на основании измерения и сравнения со средними за предшествующий период величинами специально сформированного индекса, применяются во многих странах мира. Основная идея индексного страхования заключается в отсутствии необходимости установления факта и расчета размера убытка, что делает его особенно востребованным для тех видов деятельности реального сектора экономики, где важны оперативность, прозрачность и простота страховых выплат, а также привлечение дополнительных хорошо обученных сотрудников для реализации процесса страхования и урегулирования убытков, без которых процесс страховой выплаты растягивается на месяцы, а в сложных случаях — на годы. Уменьшение объема работы за счет отсутствия обязательности расчета размера убытка сокращает время урегулирования страхового случая. Процедуру урегулирования страховых случаев по индексному страхованию можно охарактеризовать как максимально упрощенную для клиента и минимально затратную для страховой организации, но этим преимущества индексного страхования не исчерпываются. Авторами исследованы и систематизированы возможности индексного страхования, для чего в том числе был рассмотрен успешный опыт страны с похожими социокультурными кодами — Мексики — в сфере сельскохозяйственного индексного страхования. В статье также предложены пути преодоления сложностей внедрения индексного страхования в российских страховых реалиях. Положительные свойства, присущие такому страхованию, выявленные авторами, делают его перспективной альтернативой классическому (традиционному) страхованию, в том числе в целях дальнейшего развития сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой.
Ключевые слова: теория страхования, индексное страхование, сельскохозяйственное страхование, страховое законодательство
JEL: G22
Финансирование: статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.
Для цитирования: Цыганов А. А., Быстроновская И. А. Возможные организационно-экономические схемы индексного страхования в сельском хозяйстве России // Финансовый журнал. 2023. Т. 15. № 6. С. 61–75. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2023-6-61-75
© Цыганов А. А., Быстроновская И. А., 2023

Подробнее ...

П. К. Коваль, А. В. Полбин
Оценка гетерогенных параметров динамики дохода и межвременных потребительских предпочтений
, с. 76-92
Аннотация
В современной экономической литературе большое внимание уделяется оценкам структурных параметров потребительского выбора и дохода. Такие оценки играют важную роль при определении оптимальной системы страхования, оптимальных монетарной и фискальной политик, а также при определении уровня благосостояния. В данной работе оценивается набор параметров, определяющих динамику дохода и потребления домохозяйств в России. Данные параметры являются гетерогенными на уровне домохозяйств; в работе используется метод оценки, предложенный в статье [Alan et al., 2018]. Для оценки параметров используются панельные данные РМЭЗ за период 2005–2019 гг. Полученные результаты демонстрируют наличие значительной взаимосвязанной гетерогенности параметров, определяющих динамику дохода и потребления. Данные результаты отражают особенности потребительского поведения домохозяйств в России. В частности, значительная гетерогенность в чувствительности потребления к шоку дохода говорит о большой вариативности механизмов страхования потребления, доступных домохозяйствам. Кроме того, значительная гетерогенность наблюдается в дисперсии шока дохода, что крайне важно в контексте дискуссии о гетерогенных инструментах страхования шоков дохода (доступ к финансовым активам, например), так как домохозяйства с более высокой вариацией непредвиденного изменения дохода ценят данные инструменты выше. В данном исследовании впервые оценивается полное вероятностное распределение гетерогенных параметров динамики потребления и доходов на российских данных. Оценки гетерогенных параметров важны при построении теоретических моделей для анализа оптимальной политики поддержки потребительского спроса. В частности, высокие значения уровня гетерогенности параметров говорят о том, что стандартные модели с репрезентативным агентом не подходят для выбора оптимальной политики.
Ключевые слова: гетерогенные параметры, потребление, доход, домохозяйства, РМЭЗ, структурная модель
JEL: D10, D12, E21
Для цитирования: Коваль П. К., Полбин А. В. Оценка гетерогенных параметров динамики дохода и межвременных потребительских предпочтений // Финансовый журнал. 2023. Т. 15. № 6. С. 76–92. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2023-6-76-92
© Коваль П. К., Полбин А. В., 2023

Подробнее ...

Е. И. Бричка, Ю. С. Евлахова
Три уровня цифрового неравенства населения России в финансовой сфере
, с. 93-109
Аннотация
В статье исследуются проблемы цифрового неравенства в финансовой сфере на трех уровнях. Цель исследования — охарактеризовать и дать оценку (количественную либо качественную) цифровому неравенству российского населения в этой сфере (на каждом из трех уровней). Для достижения цели были поставлены задачи: для агрегированной оценки цифрового неравенства первого уровня в финансовой сфере разработать соответствующий индекс; для исследования цифрового неравенства второго уровня оценить влияние цифровых компетенций потребителей финансовых услуг на динамику совершения заказов с использованием интернета; определить направления исследования цифрового неравенства третьего уровня. Достижение цели исследования обеспечено применением индексного метода, методов графического анализа, а также сравнительного анализа эмпирических данных. По итогам исследования получены следующие результаты. Разработан индекс цифрового неравенства первого уровня в финансовой сфере; анализ его значений позволил сделать вывод об устойчивом снижении цифрового неравенства первого уровня. В результате анализа цифрового неравенства второго уровня были сделаны следующие выводы: в 2021 г. существенная часть населения Российской Федерации владела такими базовыми навыками, как отправка файлов с электронной почты и через мессенджеры, работа с текстовым редактором и копирование или перемещение файлов; выросла доля населения, владеющего продвинутыми навыками; при этом уровень цифровой грамотности не влияет на активность населения в совершении заказов финансовых услуг с использованием интернета. Был сформулирован перечень цифровых финансовых навыков, которые могут быть оценены в дальнейшем анализе цифрового неравенства второго уровня. Представлена характеристика цифрового неравенства третьего уровня, на основе которой сделан вывод о потребности в расширенном анализе, а также о прогрессе в преодолении цифровых разрывов первого и второго уровней. Новизна исследования заключается в системном подходе к анализу цифрового неравенства российского населения, который базируется на принципиальной установке о возможности преодоления неравенства каждого последующего уровня только после прогресса на уровне предыдущем. Полученные результаты и выводы вносят вклад в решение научной проблемы цифрового неравенства. Разработанный индекс цифрового неравенства первого уровня в финансовой сфере, а также сформированный перечень цифровых финансовых навыков могут быть использованы при проведении опросов, анкетирований, практических работ, направленных на мониторинг цифрового финансового неравенства и цифровой финансовой грамотности населения.
Ключевые слова: цифровое неравенство, цифровые технологии, цифровые навыки, цифровые компетенции, индекс цифрового неравенства, финансовый рынок
JEL: G20, O33
Финансирование: статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет гранта Российского научного фонда № 23-28-00590, https://rscf.ru/project/23-28-00590/
Для цитирования: Бричка Е. И., Евлахова Ю. С. Три уровня цифрового неравенства населения России в финансовой сфере // Финансовый журнал. 2023. Т. 15. № 6. С. 93–109. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2023-6-93-109
© Бричка Е. И., Евлахова Ю. С., 2023

Подробнее ...

Л. Н. Иванова, Е. Н. Бадмаева
Трансграничный подход к экономическому сотрудничеству России и Казахстана
в сфере оборота драгоценных металлов и камней
, с. 110-122
Аннотация
В условиях расширяющегося взаимодействия дружественных стран все более значимым становится трансграничный подход к экономическому сотрудничеству в стратегически важных сферах. В партнерстве России и Казахстана межрегиональные связи играют одну из главных ролей. К приоритетам взаимодействия относится наращивание политического диалога, сотрудничества в области безопасности, экономики и торговли. В статье приведен обзор научных публикаций по теме российского экономического сотрудничества
с Республикой Казахстан с использованием трансграничного подхода к анализу рынка драгоценных металлов и драгоценных камней; показана роль Республики Казахстан на исторических этапах становления интеграционных процессов на евразийском пространстве; дана характеристика структуры рынка драгоценных металлов и драгоценных камней и изделий из них в Казахстане. Сделан вывод, что данный рынок является перспективным направлением экономического развития страны. Казахстан успешно совершенствует государственное регулирование отрасли драгоценных металлов и драгоценных камней с учетом мировых трендов и наиболее передовых практик в этой сфере. Трансграничное сотрудничество Казахстана и России будет способствовать дальнейшему экономическому развитию и межрегиональному сотрудничеству двух стран.
Ключевые слова: Россия, Казахстан, трансграничный подход, драгоценные металлы, драгоценные камни
JEL: D51, G28, G32, O29, L15
Финансирование: статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы государственного задания НИФИ Минфина России.
Для цитирования: Иванова Л. Н., Бадмаева Е. Н. Трансграничный подход к экономическому сотрудничеству России и Казахстана в сфере оборота драгоценных металлов и камней // Финансовый журнал. 2023. Т. 15. № 6. С. 110–122.
https://doi.org/10.31107/2075-1990-2023-6-110-122
© Иванова Л. Н., Бадмаева Е. Н., 2023

Подробнее ...

V.V. Olkhovik, R.S. Afanasev, E. Juchnevicius, T.N. Malofeeva
Fiscal Mechanism for Stimulating Domestic Production in Some BRICS and European Countries
, p. 123-135
Abstract
The issue of stimulating domestic production is multifaceted and has a long history of study. At present, it is particularly relevant due to the introduction of restrictive measures, including the termination of supplies of a number of foreign goods to the Russian Federation. As one of the possible measures to increase the production of goods by Russian companies and entrepreneurs, the authors consider a new incentive mechanism of redistribution of value added tax (VAT) received by the federal budget, which implies the direction of the amounts of social grants taking into account the economic activity of the region associated with the production of value added on its territory. The purpose of the article is to justify a new methodology that includes a financial mechanism for redistributing the amounts of VAT in the form of grants to producers, aimed at creating effective budgetary incentives for regions to organize their own production of goods. For this purpose, the experience of VAT distribution in two BRICS countries — Brazil and China — is considered. In addition, the article summarizes effective measures of Germany, France, Greece, Austria and Norway to optimize calculation and payment of VAT, which resulted in economic growth. Discussion. One notable approach proposed by the authors to create a new incentive mechanism for redistribution of VAT revenues to the federal budget. This mechanism involves the allocation of social grants depending on the economic activity of the regions, particularly related to the production of valueadded goods on their territory. This approach represents a departure from traditional fiscal policies
aimed at aligning incentives with local production. Results. This research represents a significant contribution to the ongoing debate on stimulating domestic production. By advocating a new mechanism of VAT redistribution and drawing on international experiences, the study seeks to address the challenges posed by restrictive measures and promote economic growth in the Russian Federation.
Keywords: commodity production, stimulating, value added tax, social grants, economic activity, redistribution, budgetary incentives, BRICS countries, VAT distribution, economic growth
JEL: H30, H87
For citation: Olkhovik V.V., Afanasev R.S., Juchnevicius E., Malofeeva T.N. (2023). Fiscal Mechanism for Stimulating Domestic Production in Some BRICS and European Countries. Financial Journal, 15 (6), 123–135. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2023-6-123-135
© Olkhovik V.V., Afanasev R.S., Juchnevicius E., Malofeeva T.N., 2023

Подробнее ...

Научно-практическое издание

ISSN 2075-1990