«Финансовый журнал» № 1(23) январь-февраль 2015
А. З. Фаррахов, В. В. Омельяновский, Н. Н. Сисигина
Проблемы формирования модели финансового обеспечения национальной системы здравоохранения
Несмотря на улучшение основных показателей здоровья населения, достигнутое в последние годы, эффективность российской системы здравоохранения остается низкой. В значительной степени эта проблема связана со структурными недостатками модели финансового обеспечения системы здравоохранения, в первую очередь с сохранением многоканального финансирования. В статье рассмотрены основные проблемы экономической эффективности системы здравоохранения, вызванные сохранением элементов бюджетного финансирования, а также возможные механизмы разрешения данных проблем.
Ключевые слова: финансирование здравоохранения, механизмы оплаты медицинской помощи, обязательное медицинское страхование, одноканальное финансирование, Программа государственных гарантий, эффективность системы здравоохранения
О. С. Сухарев
Бюджетные расходы, эффективность и приоритеты развития экономики
Эффективность бюджетных расходов может быть обеспечена только при реализации направлений экономического развития, нуждающихся в бюджетных ассигнованиях. Чтобы обеспечить эту эффективность, необходимо использовать системный подход как к оценке параметров эффективности, так и к согласованию приоритетных направлений развития и изменению бюджетных назначений. В статье сформирован и показан системный подход к анализу бюджетной системы и управлению расходами, определены основные принципы и критерии бюджетной эффективности. Автор развивает структурный подход к сопоставлению различных бюджетов, который применим для оценки общей эффективности бюджета и планирования изменений в структуре бюджетных расходов.
Ключевые слова: бюджет, расходы, принципы управления бюджетом, эффективность, структура расходов, государственный финансовый контроль
О. В. Богачева, Д. Г. Бычков
Целевые поступления бюджета в хозяйственной деятельности государства: зарубежная практика
Зарубежная практика установления целевых поступлений в бюджет показывает, что их формирование нередко связано с хозяйственной деятельностью государства, ориентированной на рынок или осуществляемой совместно с бизнесом. Целевые поступления в бюджет как инструмент такого участия государства, с одной стороны, имеют свои преимущества для самих проектов и программ, однако с другой — несут определенные риски и ограничения для управления государственными финансами. В статье рассматривается, как и в каких случаях в практике управления государственными финансами стран ОЭСР эти поступления применяются, а также в чем специфика источников их формирования и направлений расходования. Авторы определяют условия, при которых использование целевых поступлений в бюджет в хозяйственной деятельности российского государства может проявлять свои преимущества.
Ключевые слова: целевые поступления в бюджет, дорожный фонд, экологический фонд, государственный инвестиционный проект, государственное долговое финансирование капиталовложений
О. К. Ястребова
Развитие нормативного бюджетного финансирования высшего образования
Статья написана на актуальную тему определения нормативных затрат на финансирование высшего образования. Система высшего образования и Минобрнауки России — лидеры перехода на новые механизмы финансового обеспечения государственного задания на оказание государственных образовательных услуг. Новации в финансировании сферы высшего образования затрагивают интересы значительной части населения, а также науки и бизнеса и всегда вызывают большой политический резонанс. В связи с этим особый интерес вызывает описанная в статье эволюция методов расчета нормативных затрат учреждений высшего образования. Статья будет полезна для понимания методологии расчета и правил формирования нормативов затрат вузов, а также преимуществ используемой системы расчета.
Ключевые слова: высшее образование, государственные услуги, нормативно-подушевое финансирование, стоимостные группы специальностей, корректирующие коэффициенты
Т. В. Тищенко
Долгосрочные целевые программы в США и Канаде: модели планирования и особенности структуры
В настоящей статье представлены результаты исследования, цель которого — выявление особенностей планирования долгосрочных целевых программ в США и Канаде. Несмотря на то что обе страны связаны геополитически и имеют федеративное устройство, выявлены существенные различия в полномочиях органов власти и моделях планирования. Анализ лучших международных практик долгосрочного планирования позволит сформировать новые подходы к управлению бюджетной системой Российской Федерации.
Ключевые слова: государственные финансы, стратегическое планирование, долгосрочные целевые программы, США, Канада, бюджет
А. А. Мальцева
Управление интеллектуальным капиталом технопарковой структуры как фактор эффективного менеджмента
Автор рассматривает актуальную проблему поиска инструментов эффективного функционирования объектов инновационной инфраструктуры как субъекта микроэкономики. Недостаточная результативность классических подходов обуславливает перевод системы управления в плоскость интеллектуального капитала. В работе обоснована роль интеллектуального капитала и его отдельных структурных элементов в технопарковой структуре выделены ключевые источники их формирования. Заложенные теоретические основы выступают базисом для развития исследований, направленных на приложение теории интеллектуального капитала к принципиально новому предмету исследований — технопарковым структурам.
Ключевые слова: технопарковая структура, интеллектуальный капитал, человеческий капитал, репутационный капитал, управляющая компания, инновационная компания, резидент
А. В. Навой
Создание институциональных предпосылок для обеспечения финансовой стабильности и национальной безопасности России
В статье рассматриваются основные меры по перестройке финансовой системы для нейтрализации внешних вызовов российской экономике. Предлагаются три главных направления: модификация структуры международных расчетов от свободно конвертируемых валют к более широкому использованию российского рубля и валют развивающихся стран, прежде всего азиатских; пересмотр подходов к управлению международными резервами за счет повышения роли монетарного золота; развитие коллективных институтов противодействия кризисным явлениям на уровне ЕАЭС.
Ключевые слова: глобальные вызовы, международные расчеты, свободно конвертируемые валюты, международные резервы, золотой запас, интеграционные объединения, антикризисные фонды, БРИКС, обменный курс
Е. М. Гутцайт
Рынок аудиторских услуг как частный случай отраслевого рынка
В статье рассматривается аудит как инфраструктурная отрасль экономики и классификация рынка аудиторских услуг по многим основаниям: по характеру конкуренции на нем, по асимметрии информации, по наличию или отсутствию внешних эффектов, по простоте входа на рынок, по доле рынка у крупных производителей, по участию государства в регулировании рынка и т. д. Исследуется эластичность спроса и предложения на рынке аудиторских услуг и в различных его секторах.
Ключевые слова: аудит, аудиторская организация, классификация рынков, кривые спроса и предложения, отраслевой рынок, рынок аудиторских услуг
К. В. Швандар, А. А. Анисимова
Зарубежный опыт развития системы безналичных платежей: практика и результаты
В статье рассматриваются основные причины и результаты установления предельных сумм расчетов наличными денежными средствами между физическими лицами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в различных странах. Особое внимание уделено воздействию таких ограничений на стимулирование развития безналичных платежей в экономике, сокращение теневой экономики и повышение доходов бюджета страны. Сделаны выводы о позитивном воздействии введения ограничений на развитие отечественной системы безналичных платежей.
Ключевые слова: безналичные расчеты, бюджет, ограничение наличных платежей, теневая экономика, контроль за соблюдением порядка расчетов, налоговые поступления
Е. А. Поспелова, М. В. Казакова
Препятствия для внедрения принципов New Public Management в государственных системах развивающихся стран
В данной статье изучается опыт реализации принципов концепции New Public Management в развивающихся странах на примере ряда стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Показано, что необходимость полного копирования принципов данной концепции в развивающихся странах вызывает сомнения ввиду более низкого уровня развития институтов, гражданского общества и экономики этих стран. Отдельное внимание в работе уделено нескольким странам, в числе которых Сингапур, Малайзия, Шри-Ланка и Бангладеш. Авторы подчеркивают, что наряду с корректировкой принципов New Public Management в России следует прежде всего повысить качество институционального климата и усилить активность гражданского общества. Представляется, что проведенное исследование будет иметь практическую значимость с точки зрения построения эффективной системы государственной службы в России.
Ключевые слова: New Public Management, административная реформа, государственное управление, государственные услуги, бюрократия, коррупция